Лекция 1. РОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Овладение социологическими знаниями о международных отношениях требует приобретения особой компетенции – знания теории международных отношений. В свою очередь, политические науки кооперируют качественную информацию о структурах и акторах[1], участвующих в процессах конструирования международной среды. К ней причастны геополитика и экономические дисциплины. Свои инструменты в теоретическую и эмпирическую базу международноведения добавляют естественные и культурологические знания, а также этика, логика и математическое моделирование.

Поэтому в главе уделено внимание средовому подходу к изучению международных отношений, необходимо привлекающего к изучению международных процессов понятийные аппараты мирополитической парадигмы и синергетической теории.

В результате ее изучения студент должен будет:

знать

• базовые понятия теории международных отношений, используемые в предметном поле социологии международных отношений;

• ОГЛАВЛЕНИЕ классических парадигм теории международных отношений;

• современные направления изучения феномена международных отношений;

уметь

• выявлять проблемное поле классических парадигм теории международных отношений;

• объяснить причины появления новых направлений изучения феномена международных отношений;

• отличать средовой подход к международной сфере от системного;

владеть навыками

• поиска теоретического знания для решения исследовательских задач;

• преобразования теоретической информации в операциональные определения.

Рождение и становление СМО тесно связано с появлением теории международных отношений. Британский ученый Эдвард Карр в своих размышлениях о политических событиях XX в. подчеркивал, что до начала прошлого столетия международные отношения были заботой профессиональных военных и карьерных дипломатов. Масштабы и катастрофические последствия военных действий 1914– 1918 гг. положили начало широкой дискуссии о проблемах войны и мира в научной среде. Ее результаты, оплодотворившие гуманитарную мысль новыми смыслами, отложились в теорию международных отношений (ТМО), специфицированное развитие которой продолжается почти 100 лет.

В XX в. наука о международных отношениях развивалась в таких направлениях, как международная безопасность, международная политэкономия, дополнившихся в 1960-е гг. исследованиями по международным конфликтам и миротворчеству. Многогранность феномена привела к признанию того факта, что международные отношения – явление социальное, превосходящее рамки внешнеполитической деятельности государства, требующее выработки социологических подходов к будущему, его человеческой подлинности. Формирование предметного поля ТМО потребовало обработки огромного количества уникальных и важных событий для человеческой истории.

Античные философы в Европе, древние индийские и китайские авторы, русские летописцы уделяли большое внимание описанию событий, в которых участвовали полисы, царства и княжества, вступая в связи, позже именованные международными. Уже на рубеже I в. до н.э и I в. н.э. сложился комплекс правил ведения международных дел, которым обучались правители. В древнеиндийском трактате того времени "Артхашастра, или наука политики" изложены "шесть методов ведения внешней политики"; условия, которых следует придерживаться при заключении мира, союзнических отношениях, ведении войн, приобретении земель; классифицированы внешние и внутренние угрозы и т.д., что свидетельствует о существовании еще более ранних источников[2]. Идеи древнегреческого историка Рима Полибия (доктрина равновесия) и китайского стратега Сунь Цзы (стратегическая культура) по сей день находят применение в международной практике. В раннем средневековье (XII в.) "право народов па пространство", в ходе становления которого и возникли европейские представления о феномене международных отношений, определялось захватом земель, строительством городов и возведением укреплений, войной, пленением, лишением свободы, возвратом пленных, союзами и заключением мира, перемирием, неприкосновенностью послов и запретами на брак с чужестранцами (Decretum Gratiani, ок. 1150 г.). Во многом по этой причине теория международных отношений выделяет труды древнегреческого историка Фукидида как основополагающий источник формирования реалистического подхода к рассматриваемому явлению.

Фукидид (460–404 до н.э.)

С его "Истории Пелопонесской войны в восьми книгах" начинается история политического реализма, а с его афоризма: "город – это люди, а не стены" – человеческое измерение цивилизации, одним из центральных фактов которого являются международные отношения

Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени фактически сложили научный фундамент международных отношений. Поведение государства через его функции в социальной, политической, правовой сферах и во внешней среде описывали Э. Ваттель, Т. Гоббс, Г. Гроций, И. Кант, К. Лангер, И. Бентам, всякий раз акцентируя социальный смысл нормотворчества.

В 1919 г. в Уэльском университете была создана первая в Европе кафедра международных отношений. Она получила название "кафедра Вудро Вильсона", в честь одного из самых влиятельных политиков своего времени, придерживавшегося идеалистического подхода к международным отношениям, верившего в необходимость создания "мирового правительства" для достижения вечного мира между народами планеты.

В России преподавание международных отношений приняло специализированный характер в начале XX в. В 1920 г. были созданы курсы Народного комиссариата внешней торговли и Народного комиссариата иностранных дел по подготовке советских представителей за границей, позднее они были преобразованы в Высшую дипломатическую школу, в 1974 г. – в Дипломатическую академию МИД СССР, затем – в Российскую дипломатическую академию МИД РФ. Обучение специалистов-международников велось и на международном факультете МГУ, на базе которого в 1944 г. был образован Московский институт международных отношений – ныне МГИМО – Университет МИД РФ. Со второй половины 1990-х гг. в ряде российских вузов появились кафедры и специализация по международным наукам, а в Московском государственном университете был создан первый в стране факультет мировой политики.

Без малого за 100 лет в России создано одно из самых крупных научных сообществ в мире по международным проблемам, представители которого работают в государственных и частных учреждениях, академических и образовательных институтах, посольствах и международных организациях, развивают теоретические и практические аспекты глобальной сети международных связей.