Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество как раннефеодальная монархия

В истории России Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество сыграло исключительную роль[1]. Оно стало центром, вокруг которого образовалось наше государство. Во многом этому способствовало географическое положение, не следует сбрасывать со счетов субъективный фактор, целую плеяду ярких исторических личностей, хотя порой и далеко не безупречных в глазах потомков. Перефразируя слова поэта, можно сказать, что чем интереснее для историка время, тем печальнее оно для современников.

В этом княжестве все князья были потомками Владимира Мономаха и носили великокняжеский титул. Город Владимир был основан Мономахом в 1108 г. и постепенно наряду с административным становится также и религиозным центром, давая надежную защиту пастырям православной церкви. Известно, что митрополит Максим в 1300 г., "не терпя насилия татарского", перенес из Киева во Владимир митрополичью кафедру и "седее во Владимире со всем клиром своим". Именно здесь он провозгласил себя "митрополитом всея Руси".

При Всеволоде Юрьевиче (1176—1212), прозванном "Большое гнездо" (он был отцом восьми сыновей и четырех дочерей), княжество достигло больших успехов, но после смерти князя было роздано его сыновьям в уделы. Одним из таких удельных княжеств стало Московское княжество, получившее самостоятельность в последней трети XIII в.

По форме государства Владимиро-Суздальское княжество и другие, сопредельные с ним княжества, повторяли Киевскую Русь. То же можно сказать и об их социальной структуре. Здесь развивался процесс феодализации, свободное крестьянство все больше попадало в личную зависимость. В отличие от наследственных земельных собственников, князей и бояр, здесь появляется многочисленный слой служилых людей, "слуг вольных", "детей боярских", которые получали землю в условное держание за службу. Из них возникло дворянское сословие[2]. Оно в основ ном было опорой великого князя в борьбе с боярским сепаратизмом. Дворянское землевладение имело две формы. Одна из них неотчуждаемое — "держание". Это была земельная собственность, приобретенная путем разного рода сделок. Вторая — самая массовая, это указанное выше, условное владение за службу. В данном случае земля передавалась наследникам, если таковая продолжалась. Служилое сословие образовывалось и в крупных вотчинах.

Основное население составляли крестьяне, которые постепенно попадали в личную зависимость. Их называли "сиротами", "смердами", "людьми". Позже, в XIV в., появился термин "крестьяне", скорее всего это связано с понятием "православные христиане".

Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной властью великого князя. Уже первые суздальские князья Юрий Владимирович Долгорукий и его сын Андрей Юрьевич Боголюбский "брали на щит" (покоряли) Киев. Андрей Боголюбский, хотя и покорил Киев, столицей сделал Владимир. Постепенно набирала потенциал Москва. Владимиро-суздальские, а затем и московские князья вели осторожную, но последовательную политику в отношении Золотой Орды, сумели свести к минимуму зависимость от нее с точки зрения внутри государственного устройства.

Всей полнотой власти обладал Великий князь, военной опорой которого была великокняжеская дружина. Старшие дружинники и представители высшего духовенства образовывали совет при князе, который хотя и был совещательным органом, тем не менее играл существенную роль в управлении государством. Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий), высшее должностное лицо. В его распоряжении были тиуны, мечники, детские и др.

В городах представителями княжеской власти были наместники, в сельской местности — волостели. Они занимались управлением, правосудием, обогащая этим княжескую казну и, как свидетельствует летопись "много тяготу людем сим сотвориша продажами и вирами".

В правовом отношении Владимиро-Суздальское княжество в полной мере стало преемником Киевской Руси. Правовое регулирование осуществлялось с помощью Русской Правды, церковных уставов. Это "Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных", "Устав князя Ярослава о церковных судах", которые до нас дошли в летописях владимиро-суздальского письма.