Российское народничество: В. Воронцов, Н. Даниельсон, А. Чупров

Хотя "великие реформы" 1860-х в России положили конец "крепостному рабству" и сдвинули национальное хозяйство в сторону индустриально-капиталистического развития (железнодорожное строительство, акционерное учредительство), основной массой трудового населения оставалось крестьянство, скованное пережитками и последствиями крепостного права. Поэтому социальный вопрос в России, в отличие от Запада, выступал прежде всего как вопрос о судьбе крестьянства, хотя публицист П. Флеровский (В. В. Берви, 1829-1918) выпустил книгу "Положение рабочего класса в России" (1869), ради чтения которой К. Маркс выучил русский язык.

Другой особенностью России, важной для ее экономической мысли, было интеллектуальное влияние "толстых журналов", выходивших в Петербурге и объединявших публикацию литературных и литературно-критических произведений и критики с анализом проблем экономики, политики, истории. С 1868 г. ведущее место занимал журнал "Отечественные записки", редактируемый публицистом Г. 3. Елисеевым вместе с классиками русской литературы Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. Один из ведущих сотрудников журнала социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904) приветствовал перевод на русский язык "Капитала" Маркса (1872), а Григорий Захарович Елисеев (1821 - 1891) еще до этого перевода ссылался на Маркса в своей нашумевшей статье "Плутократия и ее основы" (1872). Но если введенное Елисеевым в русский язык слово плутократия (буквально по-гречески "власть богатых") осталось просто щекотливым выражением, то введенное в русский язык экономическим обозревателем "Отечественных записок" Василием Павловичем Воронцовым (1847 1918) понятие капитализм имело судьбоносное значение для страны.

Перевод первого тома "Капитала" довольно быстро снискал имени К. Маркса в России значительный авторитет. Появилась даже брошюра со стилизованным изложением экономического учения Маркса для революционной пропаганды в пароде ("Сказка о копейке" С. М. Степпяка-Кравчинского). В далеком Иркутске выдающийся историк

Афанасий Прокофьевич Щапов (1831 - 1876), автор не доведенной до конца "Истории цивилизации в России", опирался на Марксов анализ капиталистического накопления в статье "Что такое рабочий народ в Сибири?" (1874). Однако почитатели Маркса в России не спешили соглашаться с категоричным обобщением авторского предисловия к первому тому "Капитала", что "страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего". Более того, редакция "Отечественных записок" выразила сомнения по этому поводу в письме к самому Марксу, и тот (хотя и не отправил ответ!) признал, что его "очерк возникновения капитализма в Западной Европе" не является "историко-философской теорией о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены пойти все народы".

И. К. Михайловский и приглашенный им уже как редактор (с 1877) в "Отечественные записки" В. П. Воронцов были особенно настойчивы в том, что Россия может миновать "роковой путь" отделения непосредственных производителей от средств производства, поскольку большинство ее сельского населения сохранило владение (пусть недостаточным) земельным наделом, сочетаемое с домашними кустарными промыслами.

Михайловский ввел различие между "ступенью" и "типом" экономического развития по социологическому критерию "цельности" работника. Европейское фабричное производство по "ступени" развития, конечно, выше русского земледельческо-кустарного хозяйства. Но оно. считал Михайловский, ниже по типу, так как раздробило человеческую личность до "частичного работника", придатка машины.

"Цельность" работника Михайловский считал главным экономическим признаком грядущего социалистического строя, между которым и старым феодализмом капитализм составляет (на Западе) "средние стадии". Возможность для России "миновать" эти стадии, избежать пролетаризации населения, опираясь на сельскую поземельную общину, - исходная предпосылка экономической концепции народничества.