Лекция 7 .Российское государство: конституционные основы и перспективы развития

В ст. 1 Конституции РФ говорится: "Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". В названной статье закреплен ряд принципиальных особенностей российского государства. Во-первых, оно может быть только демократическим; демократия становится единственно возможным политико-правовым режимом общества и государства, важнейшим принципом организации и деятельности государства, его органов. Во-вторых, Российская Федерация является федеративным государством с республиканской формой правления. Федеративная форма государственного устройства, и республиканская форма правления отражают и подчеркивают демократизм российского государства. В-третьих, в Конституции РФ Российская Федерация названа правовым государством. Однако правовое государство еще не реальность, а скорее одна из важных целей переходного периода. Исторический опыт показывает, что у каждого народа свой путь к правовому государству, свои темпы и особенности движения к этой высокой цели.

Особое значение имеет ст. 3 Конституции РФ, которая гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Названное конституционное установление означает, что в России утверждается народовластие, что носителем и единственным источником власти является российский многонациональный народ. По сути своей это суверенная, публично-правовая, верховная власть многонационального российского народа, равной или выше которой в стране нет и быть не может. Российское государство, его органы, учреждения и должностные лица - постоянно действующий организационный механизм практической реализации этой же суверенной власти народа, а право - нормативная форма ее существования и действия.

В ст. 4 Конституции РФ говорится, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Названные конституционные положения направлены на утверждение единой законности.

В ст. 7 Конституции РФ наше государство названо социальным, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Значит, обеспечить достойную жизнь, материальное благополучие и свободное развитие граждан - одна из главных задач государства, которую оно пока выполняет неудовлетворительно. Видимо, пора переходить от латания многочисленных дыр в социальной сфере к эффективной, рассчитанной па длительную перспективу социальной политике России.

В ст. 10 Конституции РФ довольно четко сформулирован и закреплен важнейший демократический принцип правового государства - разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Однако недостаточно сбалансированные (уравновешенные) властные полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной властей пока не позволили создать гибкий взаимоконтроль и систему сдержек и противовесов между органами всех ветвей власти, использовать большие возможности принципа разделения властей. Это дело будущего.

Большое значение имеют конституционные положения об идеологическом и политическом многообразии, многопартийности (ст. 13), светском характере государства (ст. 14), о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15).

Основополагающие конституционные положения отражены на рис. 12.