Российские технологические платформы

Со второй половины 2009 г. началась интенсивная подготовка к созданию в России технологических платформ. Прежде всего, следует отметить такую инициативу, как Поручение Президента РФ от 04.01.2010 № 22-пр, согласно п. 5 которого Правительство РФ должно было:

а) обеспечить через представителей РФ в органах управления компаний с государственным участием увеличение расходов компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий, установив конкретные ориентиры по объемам финансирования (в процентах к выручке), предусмотренным на проведение НИОКР. Принять необходимые меры для увеличения внутреннего коммерческого рынка заказов на инновационные продукты, а также спроса на результаты исследований и разработок, в том числе со стороны указанных компаний;

б) разработать совместно с компаниями с государственным участием требования к программам инновационного развития этих компаний, включающие определение основного содержания таких программ и показатели эффективности их реализации. Утвердить процедуры рассмотрения отчетов о реализации компаниями таких программ в Правительстве РФ и федеральных органах исполнительной власти;

в) провести совместно с компаниями с государственным участием и российскими академиями наук анализ осуществляемых указанными компаниями НИОКР, определив, с учетом прогнозов мирового научно-технического развития, наиболее перспективные "прорывные" направления их технологического развития, и обеспечить проведение компаниями с государственным участием НИОКР в данных направлениях в целях создания конкурентоспособных технологий и продуктов, имеющих приоритет на мировом рынке;

г) принять меры по созданию целевых научно-технических фондов в компаниях с государственным участием в целях обеспечения устойчивого долгосрочного финансирования ими разработки новейших технологий, оборудования и приборов, их коммерческой реализации.

В настоящее время ведется разработка механизма финансирования проектов ТП из средств Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы". Взаимосвязи ТП с другими инструментами государственной политики должны быть выстроены в единую систему. Фундаментальной базой процесса создания и развития ТП является "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

Наряду с определенными сходствами, между российскими и европейскими условиями развития ТП имеются существенные различия. В частности, российская инновационная система характеризуется неурегулированностью многих аспектов функционирования, низкой согласованностью действующих инструментов инновационной политики и ее планирования, особенно на уровне отдельных отраслей (на практике почти не используется понятие отраслевой инновационной системы), нехваткой адресных инструментов политики. Отсюда возникает необходимость несколько адаптировать механизм ТП с учетом особенностей российской экономики.

Со стороны государства работа по решению общих задач формирования и функционирования ТП ведется Советом по модернизации экономики и инновационному развитию России. Основной его задачей является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики РФ, в том числе но вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования.

Нормативную базу, регулирующую данный процесс, формируют: Минэкономразвития России и Министерство образования и науки России. Министерство промышленности и торговли России также активно участвует во всех процедурах. Для того чтобы оперативно контролировать процесс создания ТП, была создана Рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере.

Результатом этой работы стал Перечень технологических платформ (Перечень) – список, утверждаемый Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Федеральные органы исполнительной власти оказывают институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности ТП, включенных в перечень; результаты деятельности данных ТП учитываются при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности. На сегодняшний день в Российской Федерации действует 34 ТП в 13 областях научнотехнологического развития (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Российские технологические платформы

Направление

Наименование

Медицинские и биотехнологии

Медицина будущего

Биоиндустрия и биоресурсы (БиоТех2030) Биоэнергетика

Информационно-коммуникационные технологии

Национальная программная платформа Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа

Фотоника

Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – фотоника Развитие российских светодиодных технологий

Авиакосмические технологии

Авиационная мобильность и авиационные технологии

Национальная космическая технологическая платформа

Национальная информационная спутниковая система

Ядерные и радиационные технологии

Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах Управляемый термоядерный синтез Радиационные технологии Комплексная безопасность промышленности и энергетики

Энергетика

Интеллектуальная энергетическая система России

Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности Перспективные технологии возобновляемой энергетики

Малая распределенная энергетика

Технологии транспорта

Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог

Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт

Технологи и металлурги и новые материалы

Новые полимерные композиционные материалы и технологии Материалы и технологии металлургии Легкие и падежные конструкции

Добыча природных ресурсов и нефтепереработка

Технологическая платформа твердых полезных ископаемых

Технологии добычи и использования углеводородов

Глубокая переработка углеводородных ресурсов

Электроника и машиностроение

Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение СВЧ (сверхвысоточастотные) технологии Освоение океана

Экологическое развитие

Технологии экологического развития Экологически чистый транспорт "Зеленый автомобиль"

Промышленные технологии

Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем Текстильная и легкая промышленность

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности

На сегодняшний день отработана процедура включения в Перечень новых технологических платформ. Она определяется методическими рекомендациями по разработке реализации технологических платформ, которые были подготовлены Минэкономразвития России.

Со стороны координатора технологической платформы подается заявка о включении в Перечень – документация, содержащая проект реализации технологической платформы, характеризующий целесообразность ее формирования.

Работа на этапе формирования ТП организуется в форме общественного обсуждения с привлечением наиболее квалифицированных экспертов в области научно-технологического и экономического развития – представителей бизнеса, науки, общественных организаций, государства (дорожная карта), которые участвуют в формировании данной ТП (программа исследований) в рамках специально разработанных экспертных процедур с привлечением квалифицированных методических групп.

Управление процессом формирования ТП осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

• значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления ТП;

• вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;

• прозрачные правила участия в ТП, открытость для входа новых участников.

Существование барьеров и ограничений, рисков и угроз – объективные условия процесса формирования и развития ТП. Это обусловлено тем, что этот процесс не является одномоментным, раз и навсегда зафиксированным в документах об образовании ТП. Платформа должна быть открыта для новых участников, в ней могут возникать новые области взаимных интересов, и противоречий. Угрозы могут исходить со стороны государства, вузов и научных организаций, бизнеса с одновременным воздействием некоторых системных проблем и угроз. При этом важно своевременно выявлять и оценивать риски и принимать усилия по их преодолению.

Накопленная практика свидетельствует, что ТП отличаются друг от друга по важности для экономики в целом и для развития соответствующих отраслей (экономические эффекты), числу и структуре участников (какие участники играют ключевые роли), широте и сложности научно-технических задач, масштабам инвестирования и пр. Исходя из таких различий, при формировании и функционировании ТП могут применяться различные организационные и финансовые схемы. При этом возникает необходимость создания и совершенствования организационных структур управления, отвечающих задачам реализации ТП.

Основным документом, регламентирующим деятельность ТП, является Устав, который должен быть разработан в течение трех месяцев после включения ТП в Перечень технологических платформ.

Технологическая платформа является добровольной, самофинансируемой, самоуправляемой организацией.

Организации-координаторы ТП берут на себя ответственность за осуществление организационного и информационного обеспечения взаимодействия участников ТП. Координатор ТП, как правило, определяется из числа инициаторов после ее институализации.

Организационное развитие предполагает создание руководящих органов, которые будут осуществлять управленческие функции ио реализации задач ТП. Это обусловлено необходимостью решения ряда первоочередных задач развития ТП, в частности разработки стратегических документов (дорожная карта достижения целей ТП, стратегическая программа исследований). Кроме того реализация основных направлений деятельности (разработка программ обучения; определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации; разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий; разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере), предполагает наличие отлаженных организационных механизмов функционирования платформы.

Как показала практика, учитывая особенности ТП как некоммерческих организаций, их взаимосвязи с органами государственного управления, особенности корпоративного бизнеса, командная структура управления отвечает целям и задачам реализации ТП. Основой такого вида структуры управления является организация деятельности по рабочим группам (советам, комитетам). Особенностями этой организации управления являются: автономная деятельность рабочих групп; самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач экспертов разных подразделений. При этом объективными свойствами такой структуры неизбежно являются: сложность в координации работ отдельных групп; высокая квалификация и ответственность специалистов; высокие требования к коммуникациям. Вместе с тем ее последовательная реализация создает возможности для гибкого использования специалистов, их знаний и компетенций; работа в группах создает условия для принятия эффективных решений; применения эффективных методов планирования и управления. Такая структура может состоять из нескольких иерархических уровней управления.

Действующие организационные структуры различных ТП отличаются определенным многообразием и степенью развитости.

На начальном этапе функционирования ТП структура управления может ограничиваться включением в ее состав: общего собрания участников платформы, руководящего комитета, ряда рабочих групп и секретариата.

Наиболее полной и отвечающей задачам эффективной реализации возможностей участников ТП как коммуникационного инструмента является структура управления, включающая общее собрание участников платформы, руководящий комитет, рабочие группы, секретариат, наблюдательный совет, научно-технические советы.

Правила выборов органов, формируемых платформой, определяются ее Уставом. Перечень организаций – участников ТП фиксируется в Реестре членов платформы.

Общее собрание участников платформы (ОС) является высшим руководящим органом. В его состав входят представители участников, полномочия которых должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством. Принцип участия – заявительный. В рамках работы ОС осуществляется определение приоритетных направлений деятельности ТП, утверждение Положений и состава руководящих органов, утверждение годового отчета, принятие решения о создании управляющих и интегрированных структур. Вопросы, отнесенные к компетенции ОС, не могут быть переданы на решение другим органам.

Руководящий комитет (РК) является органом стратегического управления деятельностью ТП, планирования и координации работы ее участников и органов, направленной на достижение целей ТП. Состав РК определяется координатором ТП по согласованию с ее ключевыми участниками. Свою деятельность РК осуществляет во взаимодействии со всеми участниками ТП, а также Наблюдательным советом, Научно-техническими советами, Консорциумами и иными органами ТП.

Руководящий комитет осуществляет общее руководство деятельностью ТП в периоды между проведением заседаний ОС участников ТП, иных органов ТП, кратко- и среднесрочное планирование деятельности ТП, координация работ участников и Научно-технических советов. Состав РК должен отражать основные группы интересов, концентрирующихся в рамках реализации целей и задач ТП. В этой связи в него целесообразно включать представителей отраслевых потребителей (в том числе иностранных), институтов развития, научного сообщества.

Научно-технический совет (НТС) ТП создается с целью эффективного содействия выполнению ее целей и задач по определенному направлению. Научно-технический совет осуществляет координацию сбора, обработки и обмена информацией в предметной области его деятельности для прогностической оценки эффективности и безопасности новых технологий, содействия формированию эффективных частно-государственных структур.

Наблюдательный совет является органом экспертизы и координации деятельности ТП. Он осуществляет согласование приоритетов научно-технологического развития в области компетенции ТП с интересами бизнеса и общества, обеспечивает контроль деятельности управляющих и исполнительных органов ТП, определяет стратегические цели и направления деятельности, осуществляет взаимодействие с государственными органами власти, обеспечивает содействие по консолидации финансов, утверждает программы работ и финансовый план ТП.

Рабочие группы (РГ) формируются по функциональному принципу. Участие в РГ является добровольным, осуществляется на общественных началах, его состав формируется из участников ТП, а руководство осуществляют члены РГ. В состав рабочих групп могут войти российские и международные представители профильных компаний – разработчики-исследователи, технологи, потребители продукции, регуляторы, специалисты в области высокотехнологичного бизнеса и инвестиций.

Секретариат является исполнительным органом и связующим звеном структуры управления ТП. Он осуществляет собор предложений, организовывает встречи, готовит документы, осуществляет техническую работу. Данный орган может включать информационный, научный и организационный отделы. В него входят координаторы по основным направлениям деятельности платформы.

Эффективность работы руководящих органов в значительной степени зависит от качества коммуникаций между элементами системы управления и наличием организационных регламентов, способствующих точной и своевременной реализации целей ТП, наиболее значимы из которых:

• расширение "горизонта" возможных направлений технологической модернизации и повышение ее результативности за счет развития научно-производственных партнерств;

• расширение в экономике круга потенциальных "бенефициаров" от исследований и разработок, поддерживаемых государством;

• улучшение условий для распространения передовых технологий в экономике;

• привлечение дополнительных негосударственных ресурсов в инновационную сферу;

• консолидация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития;

• селекция лучших технологий, формирование "центров превосходства" в секторе исследований и разработок, развитие системы связей;

• расширение возможностей по оценке приоритетности для социально-экономического развития различных научно-технологических направлений.

В ходе реализации деятельности ТП осуществляется:

• разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;

• формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер но развитию инновационной инфраструктуры;

• разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников ТП;

• создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.

В рамках ТП обеспечивается разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере, в том числе в части:

• уточнения тематики НИОКР, поддерживаемых государством, совершенствования механизмов стимулирования инновационной деятельности;

• совершенствования технического регулирования;

• определения перспективных требований к качественным характеристикам продукции (услуг), закупаемых для государственных нужд;

• уточнения программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием;

• уточнения направлений и принципов поддержки государственными институтами развития научно-технической и инновационной деятельности;

• совершенствования образовательных стандартов;

• определения направлений международного научно-технологического сотрудничества.

Исключительная роль в развитии российских ТП будет принадлежать государству, во-первых, в силу наличия у него множества рычагов влияния на экономику, а во-вторых, ввиду высокой доли в структуре промышленности компаний с государственным участием. Это предполагает и особую меру ответственности государства за успех этой инициативы. Вне зависимости от изменений в политической повестке, государство должно проявить последовательность и выполнять свои функции на всем протяжении жизненного цикла технологических платформ. Это необходимо, принимая во внимание долгосрочный характер ТП. В связи с этим также не следует ожидать от ТП немедленных и непосредственных результатов. Основные положительные эффекты от их функционирования могут быть достигнуты только в долгосрочной перспективе.

С целью корректировки усилий по реализации государственной политики в отношении ТП формируется система контроля хода их реализации, базирующаяся на показателях, позволяющих комплексно оценить результаты и перспективы деятельности технологических платформ.

Формирование системы контроля и мониторинга направлено на решение следующих задач:

• оценка результативности реализации ТП;

• своевременное выявление проблем в реализации ТП, превентивное определение отклонений от показателей, представленных в программных документах;

• совершенствование государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности НИС.

Важно отметить, что технологические платформы предусматривают активное привлечение их участников к выработке государственной политики в отношении области, в которой они сформированы: сами участники ТП в значительной мере определяют состав действующих в данной области инструментов политики. При этом участники ТП могут не только формировать предложения по совершенствованию государственной политики на текущий период, но и разрабатывать дорожные карты развития адресных комплексных инструментов политики на некоторую перспективу, что, несомненно, увеличивает обоснованность таких предложений.

Нет никаких гарантий, что все созданные российские ТП будут успешными. Многие из них по тем или иным причинам со временем будут свернуты. С этой точки зрения вполне допустима аналогия с венчурными проектами – лишь немногие оправдают надежды инициаторов, но это стоит усилий, потраченных на "просев" множества различных кандидатов. Успех отдельной ТП фактически будет означать формирование в России нового рынка инновационной продукции с перспективами долгосрочного развития. Скорее всего, это и должно рассматриваться как основной результат работы ТП.