Российская социология в XX – начале XXI столетия

После Октябрьской революции отечественная социология проделала сложный, извилистый путь развития, который условно можно разделить на три этапа:

1) 1917 г. – 1930-е гг.;

2) вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х гг.;

3) со второй половины 1980-х гг. до настоящего времени.

Первый этап (1917 г. – 1930-е гг.)

В его начале отмечается достаточно успешное развитие социологической науки. В то время свобода печати не была ограничена, широкое распространение получила деятельность частных издательств. На страницах изданий излагались различные подходы к исследованию общества и его структур. Наряду с марксистскими работами выходили в свет произведения позитивистов и неокантианцев. Появились труды таких известных социологов, как П. А. Сорокин, В. М. Бехтерев, К. М. Тахтарев, Н. И. Кареев, В. М. Хвостов, И. П. Разумовский и др.

В первые годы Советской власти произошел процесс институционализации социологии, т.е. осуществилось создание таких структур, которые явились центрами притяжения ученых-социологов. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1919 г. открыт Социобиблиографический институт; введена научная степень по социологии. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. Μ. М. Ковалевского (председатель Н. И. Кареев). В 1920 г. в Петроградском университете был образован факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П. А. Сорокин. По инициативе В. И. Ленина были открыты Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Социалистическая академия общественных наук, Институт красной профессуры, благодаря которым разрабатывались вопросы марксистской социологии, издавались большими тиражами произведения классиков марксизма. В то время выходили такие журналы, как "Большевик", "Вестник Социалистической академии", "Под знаменем марксизма", где активно публиковались работы философов и социологов. Кроме того, институционализация социологии проходила (правда, непродолжительное время) через ее преподавание, причем не только в вузах, но и в средних школах. Интерес к изучению общества и человека стимулировал возникновение социологических обществ и кружков, руководимых авторитетными учеными.

Круг проблем, которые исследовали российские социологи в 1920-е гг., был широк. Разрабатывались методика эмпирических исследований, вопросы взаимодействия классов, сущности идеологии, социальные проблемы города и села, культуры, семьи и многие другие. Для наиболее всестороннего и углубленного изучения проблемы организации труда и управления производством был создан Центральный институт труда, специализировавшийся в области индустриальной социологии, который возглавлял А. К. Гастев. Социальные исследования в сфере экономики проводились профессором С. Г. Струмилиным. Большое внимание уделялось изучению образа жизни рабочего класса. Было проведено немало эмпирических исследований в крупных индустриальных центрах. Некоторые исследования носили закрытый характер (они не оглашались, их результаты имели гриф секретности либо "для служебного пользования"). Темы таких исследований были связаны с армией, с настроением кулачества, политическими настроениями крестьян, слухами о войне и т.п. Следует заметить, что практика исследований, носящих закрытый характер, была распространена вплоть до распада СССР.

По ряду проблем проводились научные дискуссии. Например, полемику вызвал вопрос о социологическом понимании права. В споре о сущности и природе правового регулирования столкнулись взгляды марксистов и немарксистов. Постепенно марксистская линия в социологии усиливалась. Этому активно способствовало руководство государства, которое добивалось контроля над преподаванием общественных наук в вузах, вело линию на постепенное отстранение "буржуазной профессуры" от чтения лекций и научной деятельности. В 1922 г. многие ученые были высланы из страны. Известный историк отечественной социологии Н. И. Кареев отмечал, что немарксистская социология пришла в упадок, а из прежних социологов "кто умер, кто эмигрировал, кто перестал писать или не мог ничего издать..."

В кругу социологов-марксистов продолжительное время шла дискуссия о месте исторического материализма в системе марксизма. Причиной спора стала книга Н. И. Бухарина "Теория исторического материализма" (1922). Одни исследователи считали, что социология (а к подлинно научной социологии приравнивался только исторический материализм) приобретает независимость от философии и является частной общественной наукой. Другие воспринимали такой подход как ревизионистский и не отвечающий истине, поскольку, на их взгляд, марксистская социология имеет философскую функцию и не может обойтись без научного аппарата философии (методов, категорий, языка и т.п.).

В 1930-е гг. дискуссии по вопросам социологии перешли в политическую плоскость. Отступление от заданной линии стало рассматриваться как уступка классовому врагу. Распространилась практика навешивания политических ярлыков, огульных обвинений инакомыслящих. В такой обстановке исследовательская деятельность ограничивалась лишь теоретическим оформлением политических решений. Начиная с 1936 г., когда была опубликована работа И. В. Сталина "Краткий курс ВКП(б)", разработка проблем социологии стала еще менее возможной, поскольку необходимо было руководствоваться только методологией названного труда вождя. Мало того, в конце 1930-х гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и "упразднена". Исследователи вынуждены были ограничиваться комментированием работ И. В. Сталина.

Принято считать, что в 1930-е гг. развитие отечественной социологии приостановилось и вплоть до конца 1950-х гг. СССР являлся своего рода "социологической пустыней". Действительно, в условиях сталинского режима объективный социологический анализ был по-настоящему опасен для авторов, поэтому неудивительно, что в те времена процветали догматизм и комментаторство. Однако отдельные попытки исследования общества, зачастую идеологизированные, все-таки предпринимались. Так, изучались вопросы войны и армии, советской интеллигенции, социальных различий между городом и деревней, национальный вопрос, в плане критики исследовалась идеология фашизма.