Российская Федерация

В России иммиграция сделалась одним из главных факторов этнокультурной диверсификации населения. Прогнозируется устойчивый рост иммиграции. Основной поток – переселенцы из ближнего зарубежья. По данным ФМС, на территории РФ по состоянию на сентябрь 2013 г. находилось 11,3 млн иностранных граждан [1].

Резко увеличились национальные диаспоры из Азербайджана, Армении, Таджикистана, Молдавии и других бывших республик СССР. Меняется география иммиграции. Так, на Дальнем Востоке и в Москве расширяются китайские общины. За счет иммиграционного роста увеличилась численность армян, азербайджанцев, таджиков и др. Интенсивная иммиграция приводит к резкому изменению населения отдельных регионов. Например, в Краснодарском крае выросло число турок-месхетинцев, курдов. Увеличились и другие этнических группы: армяне, украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, молдаване.

В России, как и в других ведущих государствах, обострились вызванные массовой иммиграцией экономические, социальные, политические и образовательные проблемы. Российская экономика нуждается в иммиграции, которая в заметной мере компенсирует демографический спад и нехватку рабочих рук. Чтобы избежать резкого снижения производства, в ближайшее время, по подсчетам зарубежных и отечественных специалистов, понадобится ежегодно принимать от 700 тыс. до 2 млн иммигрантов. Вместе с тем вызывают тревогу тенденции в экономической и производственной деятельности иммигрантов: монополизация ими определенных сфер торговли, несправедливо низкая оплата труда нелегальных иммигрантов. Подобные явления наносят ущерб российским потребителям, подрывают конкурентоспособность коренного населения.

В настоящее время из 10–15 млн иммигрантов зарегистрировано только около 500 тыс. Массовая нелегальная иммиграция таит опасность социальных и национальных конфликтов. Возникновение мест компактного массового проживания иммигрантов – представителей одной национальной группы создает угрозу рождения культурных гетто – очагов преступности, межнациональной напряженности и дестабилизации общества. В этих условиях возникла необходимость комплекса дополнительных законодательных мер по проблеме иммиграции. В 2006 г. правительство приняло решения по ужесточению порядка легализации иммигрантов, введению определенных ограничений на их экономическую деятельность. Тогда же Федеральная иммиграционная служба выступила с предложениями о запрете компактного проживания иммигрантов, особенно одной национальности[2].

Одновременно государство предпринимает серьезные действия по обеспечению социальных и образовательных прав иммигрантов. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает облегчение процедуры принятия гражданства для иммигрантов – бывших граждан Советского Союза. Особо поощряется возвращение па историческую родину русскоязычного населения. Тем самым бывшие иммигранты получат социальную защиту и поддержку, в том числе и в сфере образования.

Хотя в России исторически сложилась терпимость к инородцам, сегодня, однако, положение далеко не радужное. В отличие от Запада, где бунтуют иммигранты, с ксенофобскими лозунгами выступают против иммигрантов представители титульных наций. Подвергаются серьезному давлению традиции благожелательного отношения к культурно-образовательным правам иммигрантов. В связи с нарастанием иммиграционной волны обострились этнические проблемы. На улицы с лозунгами "Иммигранты, вон из России! Россия для русских!" выходят скинхеды, юные фашисты и прочие группы националистов. Известны планы возрождения партии "Союз русского народа". Их инициаторы не скрывают симпатий к погромщикам-черносотенцам начала прошлого века. Нс гнушаются шовинистическими лозунгами и некоторые представители политического истеблишмента. Вирус ксенофобии в отношении иммигрантов не миновал российскую молодежь. Согласно мониторингу, проведенному учеными МГУ, в высказываниях опрошенных молодых людей Москвы в возрасте от 18 до 35 лет часто встречаются слова "выселить", "рынки" в связи с негативным отношением к иммигрантам[3].

Очевидна необходимость дополнительных социальных мер для поддержки иммигрантов, в том числе и в сфере образования. Проблема педагогической и социальной адаптации иммигрантов в России выглядит иначе, чем на Западе. Многие иммигранты, въезжающие в Западную Европу, зачастую далеки от языка и культуры принимающего государства. Абсолютное большинство приезжих из бывших республик СССР в той или иной степени приобщены к русской культуре и языку, что облегчает их интеграцию в российское этнокультурное пространство и обучение в общеобразовательных учебных заведениях. Но надо принять во внимание, что подобная благоприятная предпосылка постепенно исчезает. Юные иммигранты в своей массе гораздо хуже владеют русским языком, чем старшее поколение.

Дети иммигрантов учатся во всех типах общеобразовательных школ: русскоязычных, национальных, с этнокультурным компонентом. В своем большинстве они не владеют русским языком. В рамках целевой федеральной программы "Русский язык" на 2002–2005 гг. реализованы проекты преподавания русского языка как неродного для учащихся из семей иммигрантов и некоренного населения. Такого рода проекты осуществлялись, например, в общеобразовательных заведениях Краснодарского края и Москвы. Так, в столице открыты годичные школы русского языка для беженцев и иммигрантов, где помимо изучения русского языка учащиеся занимаются по компенсирующим программам, что должно дать возможность успешно учиться в обычных учебных заведениях. Особое внимание в таких школах уделяется преподаванию так называемого минимума социальных знаний. Программой предусмотрено знакомство с русской культурой, привитие уважения к нормам и правилам поведения в современном российском обществе.

Научно-практический интерес для благополучного преодоления "культурного шока" детей-мигрантов представляет предложенная российскими учеными "стратегия родительского вовлечения" (В. В. Сериков). Ее технология исходит из прямой зависимости между результативностью педагогической поддержки учащихся и степенью вовлеченности их родителей в учебный процесс. Предусматривается вместе с родителями активизировать определенную эмоционально-мотивационную сферу детского поведения – восприятие эффективного образования как способа достижения успеха в инокультурной среде. Тем самым семья инициирует учебную мотивацию и оказывается незаменимой силой, благотворно влияющей на результаты педагогической адаптации детей-мигрантов. "Стратегия родительского вовлечения", тем не менее, пока не получила сколько-нибудь широкого распространения при обучении иммигрантов.

Для педагогической адаптации иммигрантов в России могут быть использованы классы компенсирующего обучения. Они позволят решать задачи развития социально-нравственных качеств, успешной адаптации к условиям школьной жизни, формирования учебной мотивации. В учебной работе с иммигрантами уместно применять определенную психотерапию. При подобной психотерапии неуспеваемости в отношениях с учеником надо руководствоваться следующими правилами: "не бить лежачего" (не наказывать дважды за одни и те же ошибки); не замечать более одного недостатка в минуту; не требовать одновременно исправлять несколько недостатков (если вас, например, беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности пересказа); хвалить исполнителя, критиковать исполнение; сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами; не скупиться па похвалу; выделять любой успех; ставить предельно конкретные и реальные цели.