Россия и Япония

Российско-японские отношения переживают отнюдь не самый простой период в своем развитии. Исчезновение угрозы с севера не привело к окончательной нормализации отношений с Российской Федерацией. В 1991 — 1993 гг. в условиях ослабления России японское Министерство иностранных дел потребовало в качестве условия подписания мирного договора возвращения Японии всех четырех спорных островов Курильской гряды (Хабоман, Шикотан, Кунашир и Итуруп), хотя эти требования выходили за рамки известной Декларации 1956 г., предусматривавшей передачу Японии только двух островов — Кунашира и Итурупа. Однако подобные жесткие требования привели к сужению возможностей политического маневра для обеих сторон.

Постепенно Токио был вынужден смягчить свои требования и искать путь постепенных шагов в направлении передачи спорных островов под свою юрисдикцию. В 1993 г. во время визита Б. Ельцина в Токио была подписана российско-японская декларация, в которой было заявлено о решимости сторон двигаться в направлении заключения мирного договора путем решения территориальной проблемы. Само признание существования территориального вопроса означало, что российская сторона, по сути дела, пошла на определенные уступки Японии.

Однако этот вопрос в конечном счете зашел в тупик и, несмотря на заверения о необходимости его разрешения к 2000 г., в обозримой перспективе оказался практически неразрешимым. Здесь столкнулись две взаимоисключающие позиции. Япония выдвинула и жестко отстаивает требование об увязке полной нормализации отношений и заключении двустороннего договора с урегулированием проблемы северных территорий. Россия же считает возможным отложить решение данного вопроса до лучших времен и пока развивать отношения в других областях. В результате проблема Южных Курил остается серьезным препятствием на пути развития полномасштабных российско-японских отношений.

Тем не менее при всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по вопросу об островах Курильской гряды. Так, она расширила культурный обмен с Москвой, снизила градус своего противодействия участию России в региональных и международных организациях. Сначала японским парламентом в июне 1999 г., а затем весной 2000 г. Государственной Думой РФ было ратифицировано Соглашение о поощрении и защите капиталовложений, подписанное на встрече Ельцин — Хасимото в Красноярске в 1998 г. Страна восходящего солнца изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в восточноазиатском регионе. К примеру, японцы охотно подключились к реализации проекта по строительству газопровода "Голубой поток" в Турцию по дну Черного моря.

Поддержанию и расширению конструктивных отношений между Москвой и Токио, невзирая на территориальный вопрос, способствует целый ряд факторов. Среди них одно из ключевых мест занимает восхождение Китая как великой экономической и военно-политической державы. По мере укрепления своих позиций на мировой арене Китай во всевозрастающей степени демонстрирует жесткость в отношениях со Страной восходящего солнца. Новые проблемы во взаимоотношениях Японии и Китая создает тот факт, что с окончанием советско-китайской конфронтации Пекин стал резко выступать против расширения сферы действия американо-японского договора безопасности.

В целом можно сказать, что Япония настроена добиваться смягчения напряженности в отношениях с Москвой. Хотя следует отметить, что время от времени (в зависимости от внутриполитических факторов) территориальный вопрос всплывает на поверхность и создает определенную напряженность в отношениях между двумя странами.