Россия в XVI веке

На долю сына Ивана III Василия III Ивановича (правил в 1505–1533 гг.) досталась нелегкая задача завершить начатое отцом дело объединения страны и централизации управления ею. Василий III блестяще справился с ней. Именно при нем были присоединены к Москве Псков и Рязанское княжество. Продолжал он сокращать права удельных князей – своих братьев.

Иван III передал Василию по завещанию во владение 66 крупных городов на Руси, но кое-что он выделил и другим своим сыновьям, вместе с тем ограничив их в правах. В этом случае Иван III думал не о своих отцовских чувствах к детям, а о благе государства в своем понимании. Он считал, что Русь должна быть сильной и единой, а власть государя мощной и неограниченной. Только в этом случае государство могло успешно выдержать борьбу с внешними врагами. Он заявил во всеуслышание: "Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому хочу, тому и дам княжества". Давая уделы своим младшим сыновьям, он наказывал им во всем повиноваться старшему сыну.

Так же подходил к укреплению государства и Василий III. Он ограничивал права своих братьев, даже мешал им жениться, создавать семьи, иметь детей, чтобы не продолжать на Руси удельные порядки.

Большинство его братьев так и остались холостыми, и после смерти некоторых из них выделенные им уделы перешли к великому князю. Другие же братья завещали свои уделы Василию III. Лишь младший брат Андрей, которому Иван III выделил в удел Старицкое княжество (с городами Старица, Алексин, Верея), в котором Андрей стал княжить с 1519 г, сумел создать семью. Князь Андрей Старицкий, после него его сын и вся родня в течение всего XVI в. создавали препятствия единодержавной власти Василия III и его сына Ивана IV Васильевича Грозного.

Василий III, опираясь на созданное Иваном III центральное управление страной, на новую армию, намного усилил свою личную власть по отношению к другим князьям, боярам, не говоря уже о своих вершах слугах – помещиках, которые существовали лишь благодаря великокняжеским земельным пожалованиям и разного рода милостям.

Современники отмечали, что Василий III не терпел, когда ему противоречили, все дела решал зачастую лишь со своими близкими советниками. Когда же один из его бояр попытался оспорить решение Василия III, Тог заявил ему: "Ступай прочь, смерд, не надобен ты мне, Ослушников ждало суровое наказание, лишение вотчин и поместий. Не церемонился великий князь и с церковными деятелями, стремясь подчинить всевластную Церковь своему влиянию.

В условиях усиления личной власти монарха все подданные – и представители знати, и дворяне, не говоря уже о ремесленниках и крестьянах, рассматривали себя как холопов великого государя. Именно в этот период в русском обществе стало складываться мнение, поддержанное всей силой власти великого князя, что валя государева – это воля Божья. Про дело неизвестное или сомнительное стали говорить: "Знает то Бог да великий князь". Самодержавная власть стала складываться в это же время во Франции, в Англии и некоторых других странах Европы, но нигде всевластие монарха, принижение подданных перед властью не имело такого подавляющего всё и вся характера, как в России. Причина различий объясняется прежде всего тем, что ни в одной стране не было необходимости в Таком сплочении народа вокруг государя из-за смертельной опасности со стороны Орды, западных крестоносцев, т.е. со стороны совершенно чуждых национальных и религиозных сил. В этой борьбе народ, все его слои сами создали себе кумира. Кроме того, на Западе рано отвоевали себе право на свободу от феодалов и королей экономически мощные города. Там воздух города делал человека свободным. На Руси из-за слабого хозяйственного развития города и их население (кроме Новгорода) были более зависимыми от князей, бояр, монарха.

Важно и то, что на формирование государственной власти в России огромное влияние оказывали порядки, существовавшие в Орде. Для Москвы Орда долгие десятилетия была не только господином, но и моделью управления. Москва перенимала из Орды многие порядки управления, а главное – безусловное и полное подчинение подданных владыке, что делало монголо-татарское общество со времен Чингисхана и Батыя страшной силой. Железная дисциплина и беспрекословное повиновение воле хана – на этом долгие десятилетия держалась мощь Орды, и Москва в полной мере осознала и использовала этот фактор. В этом отношении власть великих московских князей, в первую очередь Ивана III, Василия III, а позднее Ивана IV Грозного сформировалась под влиянием не столько далеких западных королевств, ограниченных мощью городов, появлением представительных организаций различных сдоев общества (Генеральных штатов во Франции, сеймов в Польше и Литве), сколько под влиянием более близких восточных деспотий, таких как сначала Византийская империя (которая во многом для Руси тоже была образцом), а позднее – Золотая Орда и Османская империя.

Всегда и везде система власти накладывает сильный отпечаток на всё общество, на всех людей страны. Так было и в России. Рабское подчинение монарху затем перешло на всю систему отношений в России. Князь или боярин падали ниц перед великим князем, но в своем дворце, в своих имениях они требовали такого же холопского подчинения от своих вассалов, подданных, слуг и добивались его. Те, в свою очередь, в подобное положение старались ставить подчиненных им людей. Каждый, кто обладал хотя бы небольшой частицей власти – князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие, деятели Церкви, прямо или косвенно получали ее от монарха. С годами это состояние стало пронизывать все русское общество: каждый был холопом вышестоящего, господином над нижестоящим.

Установлению такой системы подчинения способствовали также личные качества первых руководителей Русского централизованного государства – властных, не терпящих возражений Ивана III и Василия III.

Не следует думать, что в это время власть великого князя была абсолютно неограниченной. Действительно, существовала боярская дума – совещательный орган, довольно значительной была власть кормленщиков – наместников на местах. При Василии III сложилась и система местничества, с которой было тяжело бороться даже великому князю. Название "местничество" произошло от обычая считаться "местами" на службе и за государевым столом. Оно означало право каждого крупного феодала – князя, боярина, думного дьяка занимать то место в системе управления, которое ему (при всей спорности претензий) принадлежало либо по праву знатности или древности рода, либо по значительности личных заслуг. Наиболее родовитые князья и бояре во время военных походов командовали главными полками, хотя у них никаких военных талантов могло не быть. Они занимали видные места в системе управлении, хоти у них, возможно, вовсе отсутствовали административные способности. В Думе они сидели ближе к государю. Даже во время приема иностранных посольств и на торжественных обедах знатные люди занимали места по своей "породе", т.е. по родовитости. И никакими силами, опалами, наказаниями невозможно было "демонтировать" укоренившуюся систему местничества. Знать готова была скорее умереть, чем уступить свое место менее родовитому сопернику, – это считалось бесчестием для всего рода.

При Василии III стала развиваться система приказов. Если при Иване III они появлялись от случая к случаю, лишь для выполнения поручения великого князя, то теперь приказы стали прочными рычагами управления страной.

Вместе с созданием новой системы управления зародилась бюрократия, т.е. круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т.д. Одновременно с бюрократией появилась система взяточничества: приказные люди, рассматривая просьбы других людей, использовали свое служебное положение для наживы. Бюрократия и взятки сразу же стали неотъемлемой частью российской системы управления, и великокняжеская власть стала бороться против этого зла. Недаром в первой статье Судебника 1497 г. запрещалось судьям брать "посулы", т.е. взятки.

При Василии III возросла мощь русской армии. В ее составе появилось постоянное подразделение – наряд. Так называли в то время артиллерию. Были сформированы отряды пищальников, воинов, вооруженных огнестрельным оружием – пищалями.

Продолжала осуществляться внешняя политика Ивана III. Василий III теперь сан вел наступление на Великое княжество Литовское, стремясь вернуть Москве русские земли, которые либо ранее были захвачены литовскими князьями, либо добровольно вошли в состав Литвы. В результате войны 1512–1514 гг. удалось вернуть Смоленск, но на большее сил не хватило. Литовцы, которых тайно поддерживали западные державы, нанесли русским войскам несколько поражений.

Московский великий князь также возобновил наступление на Казань. Но и здесь сил на овладение волжским путем оказалось мало. К тому же Крымское ханство стало постоянно грозить с юга и поддерживать казанских татар.

Укрепились дипломатические отношения с Германской империей и Ватиканом, в то же время Василий III, как и его отец, уклонялся от противоборства с Турцией, в которое его хотели втянуть западные державы.

Таким образом, хотя Москва и проявляла инициативу на своих границах, ее положение по-прежнему было сложным. Надежных союзников не было, а своих сил на решение масштабных задач не доставало.

К тому же к концу жизни Василия III обострился династический кризис: великому князю было уже около 50 лет, а у него не было наследника, что привело к оживлению политической активности его младших братьев. В случае смерти старшего брата любой из следующих братьев, удельных князей, становился московским государем. Это означало бы откат к прежним удельным порядкам, ослаблению единства Руси и централизации власти.

Василий III решительно разрубил этот сложный семейный узел, пойдя на второй брак. По законам того времени сделать это можно было лишь в том случае, если первая жена либо умирала, либо уходила в монастырь. Выход был найден: еще довольно молодую, красивую женщину – великую княгиню Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини, обвинив ее в бесплодии, и отправили на поселение в Покровский суздальский женский монастырь под именем инокини Софии. После этого Василий III женился на родовитой юной Елене Васильевне Глинской из рода князей Глинских. (Три брата Глинских – Михаил, Иван и Василий после неудачного восстания против короля польского и великого князя литовского Сигизмунда в 1508 г. бежали в Москву и перешли на службу к Василию III). В 1530 г. новая великая княгиня родила первенца, которого назвали Иваном (будущий Иван IV Грозный). Этот день был отмечен небывалой грозой, различными предзнаменованиями и пророчествами, известием о неудачном походе на Казань.

Василий III недолго радовался укреплению своей династии. Через три года он тяжело заболел во время охоты. Умирая, во главе Московского государства он оставлял трехгодовалого сына, и свою жену, которая в 1533–1538 гг. была регентшей Русского государства при малолетнем сыне великом князе Иване IV.

Перед смертью Василий III взял клятву со своих братьев, что они не будут "искать" великого княжения и признают младенца своим господином. Такую же клятву он взял с близких бояр, помощников и советников.

Но клятвы в политике, в борьбе за власть значили очень немногое, и это очень быстро проявилось.