Лекция 25. РОССИЯ И РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Российская Федерация сегодня является важным игроком на глобальной политической и экономической арене. Страна стала членом многих ключевых международных экономических организаций, а ее компании все более активно занимаются продвижением своих интересов как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В данной главе будут рассмотрено место, занимаемое страной в современной системе международных экономических отношений, факторы, которые формировали национальный бизнес, а также стратегии интернационализации крупнейших отечественных игроков рынка.

Россия в системе международных экономических отношений

Как известно, международные экономические отношения выражаются в следующих основных формах: международная торговля товарами (услугами), зарубежное инвестирование, международные валютно-кредитные отношения, научно-технический обмен, экономическая интеграция и миграция рабочей силы. Рассмотрим место нашей страны в некоторых из них. Российская Федерация сегодня – одна из наиболее динамично развивающихся экономик мира. Несмотря на серьезные проблемы, глубоко поразившие различные сферы ее хозяйственной жизни, о России в последние годы обоснованно говорят как о серьезном экономическом и политическом игроке на глобальной экономической арене.

Прежде всего, следует отметить высокий уровень обеспеченности России природными ресурсами. Ее участие во внешней торговле в большой степени определено этим обстоятельством. В 2011 г., страна занимала девятую позицию в списке лидеров мирового товарного экспорта, (уступая лишь таким странам, как Китай, США, Германия, Япония, Нидерланды, Франция, Республика Корея и Италия). Так как для России традиционно характерно положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение стоимости экспорта страны над ее импортом, вполне логично, что в перечне крупнейших импортеров ее положение более скромное, однако тоже довольно весомое – 17-е. В совокупности доля страны в международной торговле товарами составляет 4,7%[1]. По услугам наблюдается обратная ситуация: статистика традиционно фиксирует отрицательное сальдо баланса услуг. В 2011 г. Россия занимала 22-е место в мире среди экспортеров и 15-е место среди импортеров услуг, обеспечивая 3,5% мировой "невидимой торговли"[2].

На рис. 25.1 представлены основные направления внешнеторговых потоков России в 2011 г., более 60% из которых приходится на 15 государств мира. На протяжении ряда целого ряда лет Германия была крупнейшим внешнеторговым партнером нашей страны, однако в последнее время "пальму первенства" у нее перехватил Китай. Среди стран СНГ лидирует Украина.

Рис. 25.1. Основные внешнеторговые партнеры Российской Федерации в 2011 г.[3]

В отечественной и зарубежной экономической литературе говорится о том, что товарная структура внешней торговли России оставляет желать лучшего. К сожалению, с течением времени принципиальных изменений в лучшую сторону в ней нс произошло. На рис. 25.2 показано, какие отечественные товары поставлялись за рубеж в 2011 г. Отметим, что более 70% от общего объема экспорта приходится па минеральные продукты (прежде всего, сырую нефть, нефтепродукты и природный газ).

Рис. 25.2. Товарная структура экспорта Российской Федерации 2011 г.[3]

Доля машин и оборудования в экспорте страны невелика, что заставляет говорить о низком уровне востребованности этих товаров российского производства за рубежом. Вместе с тем на долю импорта этой товарной группы приходится почти половина (рис. 25.3).

Рис. 25.3. Товарная структура импорта Российской Федерации в 2011 г.[2]

О том, насколько привлекательна экономика страны для ведения бизнеса, можно судить по объемам притока иностранных инвестиций. Соответственно, данные об оттоке прямых зарубежных инвестиций из страны частично (но не в полной мере!) свидетельствуют о масштабах деятельности отечественных компаний по приобретению зарубежных активов.

Размышляем самостоятельно

Попытайтесь ответить на вопрос, почему отток прямых зарубежных инвестиций только отчасти отражает реальную ситуацию с инвестиционной активностью отечественных компаний за рубежом.

На рис. 25.4 представлен график, отражающий приток иностранного капитала и отток средств из России в форме прямых зарубежных инвестиций. Здесь отчетливо прослеживается общая тенденция роста обоих показателей с существенным снижением в 2009–2010 гг. вследствие мирового экономического кризиса, который затронул и Россию. В целом можно сделать вывод о том, что привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов возрастает, при этом усиление оттока капитала из страны частично свидетельствует о расширении влияния отечественного бизнеса за рубежом.

Рис. 25.4. Приток и отток прямых инвестиций в России, млн долл. США

Вместе с тем официальные данные, касающиеся оттока капитала из России (в том числе ПЗИ), значительно расходятся с оценками экспертов, которые говорят о том, что огромные финансовые средства покидали страну нелегально. Определенное представление об этом можно получить на основе данных статьи "Чистые ошибки и пропуски" платежного баланса России (в 2011 г. они составляли 9990 млн долл.)[6]. Одной из причин вывоза капитала из России является желание обеспечить себе безбедное существование "на черный день", в случае если возникнет необходимость быстро покинуть страну, спасаясь от возможного преследования властей в связи с уголовными, административными правонарушениями или неблагоприятной экономической конъюнктурой. Особенно актуальна эта причина была в первые годы после распада СССР.

Интересной особенностью участия России в международных инвестиционных потоках является тот факт, что доля и абсолютный объем портфельных инвестиций, поступающих в страну, очень мал. Связано это прежде всего с низкой степенью развития фондового рынка, по сравнению с другими странами. Львиную долю как притока, так и оттока иностранного капитала в России составляют так называемые прочие инвестиции (табл. 25.1). Они представляют собой займы и кредиты, получаемые отечественными компаниями от иностранных хозяйствующих субъектов.

Таблица 25.1

Распределение иностранных инвестиций в России по видам, 2011 г.[7]

Виды инвестиций

Инвестиции в Россию

Инвестиции из России

МЛН

долл.

доля в общем объеме инвестиций (%)

МЛН

долл.

доля в общем объеме инвестиций (%)

ПЗИ

18415

9,66

19 040

12,55

Портфельные

инвестиции

805

0,42

11 113

7,33

Прочие инвестиции

171 423

89,92

121 520

80,12

Всего

190 643

100,00

151 673

100,00

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по состоянию на конец сентября 2012 г. составил 353 344 млн долл. Интересна географическая структура инвестиций: на 10 государств приходится 85% всех инвестиций в страну (рис. 25.5).

Рис. 25.5. Накопленные иностранные инвестиции в России[8]

Если говорить о том, каким образом Россия включена в систему международной миграции рабочей силы, то следует отметить значительное превышение притока иностранной рабочей силы в страну над оттоком (рис. 25.6). Важным обстоятельством является то, что Правительство РФ принимает определенные меры для облегчения въезда иностранной высококвалифицированной рабочей силы в страну, упрощая для нее процедуры оформления виз и трудоустройства. Что касается происхождения мигрантов, то из 191 656 человек, официально прибывших в Россию в 2010 г., большинство – 171 940 – почти 90% являются гражданами стран СНГ. В настоящее время они представляют собой в основном трудовые ресурсы низкой квалификации.

Отток рабочей силы из России постоянно сокращается. Это положительная тенденция, показывающая, что население востребовано у себя па родине, у пего есть возможности для трудоустройства. Об этом свидетельствует и достаточно низкая, по сравнению со многими другими странами, безработица (рис. 25.7). Несмотря на довольно неблагоприятную ситуацию в Северо-Кавказском федеральном округе, в целом по России уровень безработицы за последние годы снижался и составлял на конец 2012 г. 5,3%.

При оценке места и роли страны в мировой экономике нельзя обойти вниманием ее участие в деятельности международных экономических организациях. Именно там то или иное государство может непосредственно влиять на решение общемировых и, параллельно, национальных проблем. Россия является членом большинства глобальных институтов, определяющих вектор современного

Рис. 25.6. Динамика международной миграции рабочей силы в России[7]

Рис. 25.7. Уровень безработицы в России в 2011 г. по федеральным округам (по методологии Международной организации труда)[2]

мирового экономического развития. Это и специализированные структуры ООН (например, ЮНКТАД, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.), и так называемые Бреттон-Вудские институты. В 1992 г. страна вошла в МВФ и Всемирный банк, где все активнее заявляет о своих интересах. Присоединение России в августе 2012 г. к ВТО может позволить ей в большей степени влиять на формирование глобальной экономической политики. В ходе подготовительного этапа по присоединению в государстве проходили серьезные внутренние реформы, связанные с приведением отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Теперь правительству страны предстоит еще большая работа по реформированию, созданию и укреплению институтов, которые будут полезны национальному бизнесу для усиления положительного эффекта от членства России в ВТО и превращения потенциальных плюсов от присоединения в реальные[11]. Для отечественных компаний вхождение России в ВТО имеет большое значение: формирование торговой политики правительства будет основано на принципах недискри- минации и выполнения взятых на себя обязательств.

Участие в таких известных неформальных международных клубах, как Большая восьмерка (G-8) и Большая двадцатка (G-20), кроме дополнительного престижа, также дает возможность принимать непосредственное участие в совместном поиске решений существующих глобальных экономических проблем.

Размышляем самостоятельно

Сравните основные макроэкономические показатели Российской Федерации с аналогичными данными по другим странам – членам G-8 и оцените на этом основании роль и место каждого участника этого клуба в мировой экономике.

Российская Федерация все чаще заявляет о себе как стране- доноре в рамках программ помощи развитию. Это положительно сказывается на международном рейтинге России. Кроме достижения традиционных гуманитарных целей (борьба с неграмотностью, голодом, эпидемиями), помощь развитию позволяет решать вполне прагматичные задачи: "...при прочих равных условиях предпочтение отдастся проектам и программам, предусматривающим использование товаров (услуг) российского происхождения"[12].

Наша страна является инициатором создания и членом целого ряда объединений, отличающихся более или менее глубокой степенью экономической интеграции. В частности, она входит в СНГ – организацию, созданную после развала СССР для смягчения последствий негативных процессов в хозяйственной жизни, активно проявившихся в бывших республиках вследствие дезинтеграции. Так как одна страна может одновременно быть участницей нескольких интеграционных группировок, процесс углубления экономических связей России с другими государствами на этом не закончился. Впоследствии были сформированы Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь. Россия включилась в деятельность АТЭС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). В настоящее время наиболее значимой интеграционной группировкой с участием нашей страны является Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (РБК). Именно членство в этом объединении довольно серьезно затронет интересы отечественного бизнеса. В частности, на межгосударственный уровень был вынесен целый ряд вопросов государственного регулирования, которые ранее находились в исключительном ведении национальных министерств и ведомств (например, применение мер защиты внутреннего рынка).

Пытаясь реализовать свои политические и экономические приоритеты, Россия все активнее заявляет о себе на мировой арене. Процессы реформирования, проходящие внутри государства, а также участие в межгосударственном регулировании направлены в том числе на обеспечение интересов отечественного бизнеса в России и за ее пределами.

О месте страны в мирохозяйственных связях можно судить по различным рейтингам, составляемым ведущими аналитическими агентствами и международными организациями. Не вдаваясь в дискуссию о том, насколько точно методики, применяемые при определении положения страны в той или иной классификации, позволяют оценить реальное положение вещей, отметим, что в целом они дают возможность судить о проблемах и перспективах развития соответствующего государства. Так, инвестиционный рейтинг России, по сравнению с началом 90-х гг. XX в., постоянно повышается. Хорошей тенденцией является падение уровня странового риска.

Однако существуют и поводы для беспокойства. В глобальном рейтинге конкурентоспособности стран, который рассчитывает ВЭФ, Россия в 2012 г. занимала 67-е место в мире. Совокупный показатель определяется на базе целого ряда индикаторов. Применительно к нашей стране неплохие позиции по макроэкономической составляющей (низкий уровень государственного долга и профицит государственного бюджета) – 22-е место не смогли компенсировать слабость общественных институтов – 133-е и ограниченные инновационные возможности – 85-е. Внесли свою лепту неэффективность товарного и финансового рынков – 134-е и 130-е места соответственно, а также рынка труда – 84-е. Стоит отметить, что ситуация по этим позициям ухудшилась по сравнению с предшествующими годами. Также заслуживает внимания низкий уровень конкуренции – 136-я строка рейтинга, неэффективная антимонопольная политика – 124-я, существующие ограничения в отношении торговли и отсутствие доверия к финансовой системе – 134-я. Экспертами организации отмечается, что неэффективное распределение огромных ресурсов препятствует росту производительности труда. К проблемам российской экономики относят также недостаточный уровень опыта российских бизнесменов – 119-е место и низкий уровень технологической адаптации – 137-е, несмотря на высокий уровень образованности в стране. Единственный показатель, по которому Россия находится в первой десятке лидеров, – это размер внутреннего рынка – 7-я позиция[13]. Еще одна существенная особенность развития экономики России по сравнению со многими другими странами – небольшая доля малого, в том числе инновационного, бизнеса.

В мировом рейтинге экономической свободы, публикуемом Фондом Heritage и Wall Street Journal, позиции России также невысоки. Из 177 стран, по которым дается оценка, Россия в 2013 г. занимает "почетное" 139-е место, попав в категорию стран "в основном несвободных – mostly unfree". Такая позиция обосновывается отсутствием эффективно функционирующей правовой базы, высоким уровнем коррупции, чрезмерным присутствием государства в экономике[14].

Существует еще целый ряд индикаторов, которые позволяют судить о том, насколько комфортно вести бизнес в той или иной стране. Так, в рейтинге Всемирного банка по степени благоприятности условий для ведения бизнеса позиции России также оставляют желать лучшего (120-е место в 2012 г. из 183 государств, по которым проводился анализ)[15]. Более детальная характеристика стоимости и продолжительности отдельных процедур, связанных с организацией деятельности компании, представлена в табл. 25.2.

Таблица 25.2

Некоторые показатели, связанные с организацией бизнеса в России в 2012 г.

Индикаор

Показатель

Рейтинг в 2012 г.

Значение

Рейтинг (1-183)

Организация бизнеса

Расходы на регистрацию компании (доля от дохода на душу населения)

2

28

Количество процедур, необходимых для начала бизнеса

9

124

Количество дней, необходимых для организации бизнеса

30

126

Получение разрешений на строительство

Расходы на получение разрешений на строительство (доля от дохода на душу населения)

183.8

113

Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство

51

181

Количество дней, необходимых для получения разрешения на строительство

423

173

Подключение к электросетям

Расходы на подключение (доля от дохода на душу населения)

1852,4

140

Количество процедур, необходимых для получения разрешения на подключение к электросетям

10

182

Количество дней, необходимых для подключения к электросетям

281

178

Регистрация собственности

Расходы на регистрацию (доля от дохода на душу населения)

0,2

9

Количество процедур, необходимых для регистрации собственности

5

49

Количество дней, необходимых для регистрации собственности

43

104

Таблица 25.2 наглядно демонстрирует, что при создании нового бизнеса в России значительные преимущества перед другими странами можно получить, только заплатив довольно скромный сбор за регистрацию собственности и самой компании (9-е место и 28-е место в мире соответственно). По большинству других рассмотренных индикаторов Россия находится лишь во второй сотне.

В данном параграфе мы дали оценку места России в мировой экономике. Однако, как известно, за потоками международной торговли товарами (услугами) и продукцией интеллектуальной собственности, инвестициями, стоят конкретные компании, реально включенные в процесс внеэкономической деятельности. Отечественные хозяйствующие субъекты, несмотря на различные преграды, в целом все более уверенно заявляют о себе и внутри страны, и на международной арене.