Лекция 15. РОССИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В результате изучения данной главы студент будет:

знать

• особенности осуществления внешнеэкономических связей;

• значение ВЭС для экономики России;

уметь

• применять практические навыки сбора и анализа внешнеэкономической информации;

• давать оценку возможностям страновых рынков;

владеть

• методами экономического анализа эффективности внешнеэкономических операций;

• ключевыми понятиями, специальными терминами, используемыми при осуществлении внешнеэкономических связей;

• современными информационными технологиями и техническими средствами обеспечения внешнеэкономических связей.

Место России в современном мировом хозяйстве

Положение государства в мировой экономике определяется рядом показателей: ВВП, объемом промышленного производства, объемами экспорта и импорта, ВВП на душу населения, индексом развития человеческого потенциала и др.

Правительство РФ поставило задачу значительного роста ВВП и вхождения нашей страны в пятерку государств-лидеров по экономическому развитию (табл. 15.1).

Страны мира стремятся к стабильному положению на мировых товарных рынках.

Мировой товарный рынок – совокупность устойчивых повторяющихся операций по купле-продаже данного товара, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.п.) и (или) выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм поставщиков и покупателей. Показателем оценки мирового товарного рынка является мировой внешнеторговый оборот – сумма экспорта (в долларах США) всех стран мира.

Таблица 15.1

Соотношение ВВП и промышленного производства в Российской Федерации и ряда ведущих экономик мира к 2015 г. (прогноз), %

Соотношение

ВВП

Промышленное производство

2003 г.

2015 г.

2003 г.

2015 г.

РФ к США

12,1

15,6

20,1

25,4

РФ к Германии

59,7

76,5

66,7

86,2

РФ к Франции

80,8

108.0

123,3

171,0

РФ к Великобритании

82,1

111,0

134,3

188,6

РФ к Западной Европе

12,5

16,7

18,8

24,6

В мировой торговле сложилась система товарных рынков: топливно-энергетических и сырьевых товаров, машин и оборудования, металлов, химической продукции, лесоматериалов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, промышленных товаров широкого потребления.

Напомним, что экспорт – вывоз за границу товаров, услуг, капитала, и др. для использования на внешних рынках. Импорт – ввоз в страну товаров, услуг, капиталов и др.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 30 ноября 2013 г.) дано следующее определение экспорта и импорта:

"Экспорт – вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе";

"Импорт товара – ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе".

Не противоречит данному Закону, по определяет цель экспорта еще одно определение: "Экспорт – вывоз за границу товаров, услуг и капитала для использования на внешних рынках".

Различают экспорт товаров, т.е. вывоз материальных благ и экспорт капитала – вложение капитала за пределы данной страны (строительство и эксплуатация предприятий и объектов, приобретение ценных бумаг) в целях получения более высокой нормы прибыли[1].

Учитывая, что сбалансированная структура экспорта укрепляет позиции страны на мировых рынках отдельных товаров, рассмотрим российский экспорт более подробно.

Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы России, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности закупки иностранным лицом товара у российского лица и передача его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Признаком экспортной операции является заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны-экспортера. Через экспортно-импортные операции страна вовлекается в МЭО, позволяющие экспортировать ее товары, производство которых более эффективно в стране, импортировать товары, которые не производятся или производятся в недостаточном объеме, а также производство которых менее эффективно в стране.

Экспорт способствует формированию бюджета, повышению конкурентоспособности товаров и сырья, позволяет расширять рабочие места. Однако увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта приводит к оттоку ресурсов; внутри страны ресурсы (инвестиции) переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие, а это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту.

В практической деятельности экспортеров имеют место реэкспортные операции, направленные на продажу и вывоз из страны ранее ввезенных товаров. Главным условием осуществления реэкспорта является отсутствие переработки этого товара. Согласно нормативным актам РФ с реэкспортными товарами допускаются маркировка, упаковка, расфасовка. Обязательным условием этих действий является то, что их стоимость не должна превышать половины экспортной цены контракта.

Реэкспортные операции осуществляются двумя способами:

1) товары ввозятся в страну реэкспортером и затем из нее продаются импортеру;

2) товары идут напрямую, а расчеты и документация осуществляются через третью страну.

Реэкспорт целесообразен:

• при отсутствии устойчивых торговых связей между странами-контрагентами;

• при наличии благоприятных коммерческих условий в стране реэкспортера;

• при перепродаже товаров;

• в случае закупки за рубежом комплектующих узлов и деталей, которые затем реэкспортируются в составе комплексного оборудования.

В XVII в. Россия экспортировала сырье, продукты сельскохозяйственного и мануфактурного производства. Продукты сельского хозяйства составляли 50% экспорта, остальное – железо, парусное полотно, льняные ткани.

В 1890–1914 гг. экспорт резко возрос. Россия вышла на шестое- седьмое место среди экспортеров мира. В этот период в структуре экспорта появились нефть, марганцевая руда, металлы.

В 1917–1985 гг. экспорт был основой экономической политики правительства, так как валюта за экспортные товары использовалась для удовлетворения различных нужд страны.

В первые годы экономических преобразований, начавшихся в 1985 г., экспортный сектор экономики находился в тяжелом положении (распад СССР, СЭВ).

С начала 1990-х гг. объем экспорта заметно сократился, что объясняется ухудшением производственной базы экспортных товаров, падением конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.

В 1990 г. объем экспорта составил 71 млрд долл. США, в 1992– 1993 гг. происходит дальнейшее сокращение экспорта.

В 1994–1996 гг. ситуация с экспортом несколько улучшается, но к 1998 г. его объем вновь падает. Одна из причин такого положения – исчерпание экстенсивных факторов увеличения экспорта.

В последующие годы (с 2000 г.) объем экспорта имел тенденцию к росту.

Экспортная квота (доля экспорта в производстве) важнейших товаров России увеличилась по нефтепродуктам, каменному углю, круглому лесу, легковым и грузовым автомобилям, древесной целлюлозе, газетной бумаге, клееной фанере.

Россия осуществляет экспортные операции на основных мировых рынках товаров.