Романское искусство X-XII вв

Формируется в условиях развитого феодального общества. Религия проникает во все сферы его жизни и определяет характер и специфику искусства. Термин "романский" возник в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII столетий.

Наиболее полно романский стиль проявился во Франции и Германии. Художественная концепция нового стиля воплотилась в архитектуре храма. В христианском храме нашло выражение представление людей о мироздании, об одухотворенном Космосе, о единстве земного и небесного, о небесном Граде.

Здание христианского храма обычно состоит из трех частей: нартекса (преддверие храма), средней части и алтаря. Трехчастное деление храма выражало представление о мире как единстве божественного, ангельского и земного бытия.

Весь храм в целом - священное место, но при этом выделяется наиболее священная часть - алтарь, к которому устремляется взор каждого, кто попадает в пространство храма. Здесь совершается основное христианское таинство - литургия.

Романский храм представлял собой прямоугольное в плане здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами, или кораблями. Средний неф выше и шире боковых. Верхний ярус его стен прорезан над крышами боковыми окнами, освещающими центральную часть помещения. Для увеличения пространства возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Немного выступая за пределы основной ширины здания, он придавал плану храма форму креста. Крест - наиболее древний символ, обозначавший распятие Христа и победу над смертью.

Храм являл собою путь восхождения к Богу. Христос есть "путь, истина и жизнь". Понятие пути, странствия становится одним из основных понятий в Евангелии. Человек - странник, ищущий царствие небесное. Паломничество, которое было непременным атрибутом средневекового человека, понималось как путь к Богу.

Романский храм - это храм-крепость, суровый, массивный, величественный. Башня над средокрестием, увенчанная шпилем, образует центр композиции. Основной строительный материал храмов - камень. Масштабность лежит в основе средневековой архитектуры, и в этом одно из существенных отличий ее от античного зодчества, где важны были пропорции, а не величина здания. Внушительные и монументальные объемы романского храма уподобляют его мировой горе, достигающей небес. Закрытость, отгороженность храма от профанного мира глухими каменными стенами, перспективные порталы - входы, подземные крипты, где хранятся святые мощи, заставили исследователей сопоставить его с каменной пещерой. Возрождалась парадигма "каменного мышления". Могущественная сила массы камня, мистическая мощь сокрытых в нем тектонических сил присутствуют в романском храме во всей своей реальной осязаемости - как снаружи, так и в интерьере. Происходит некое соединение палеолитической и неолитической образности.

Средневековый храм представлял собой мощный синтез искусств: архитектуры, скульптуры, живописи. Символика как основа образного мышления людей Средневековья проявила себя на всех уровнях формирования художественного образа. Неравномерность освещения внутреннего пространства, контрасты светлых и темных мест воспринимались как борьба добра и зла. Живописное богатство внутреннего декора контрастировало с его внешним обликом, суровым и аскетичным. Тем самым подчеркивалась идея превосходства красоты духовной над внешней, чувственной.

В XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре. Именно здесь раньше других стран возобладали феодальные порядки. Во Франции была осуществлена реформа монашеской жизни: уставу монастыря Клюни следовали монастыри всей Европы. И одновременно формировались научные и философские взгляды, доказывавшие религиозные догмы с помощью разума. Центрами искусства были Бургундия, Прованс, Пуату, Лангедок. Здесь скрещивались пути, ведущие в Италию, Испанию, Англию. Проходили дороги паломников, направляющихся в Сант-Яго де Компостела, Рим, Палестину. В этих местах возводились соборы, огромные по размеру, рассчитанные на большое количество паломников.

В архитектуре прослеживается своеобразие в зависимости от места расположения храма: так, особой суровостью и отсутствием декора отличаются храмы в провинциях Овернь, а церковь Нотр-Дам да Гранд в Пуатье - равной высотой центральных и боковых нефов и скульптурной резьбой портала. Церкви в Провансе - Сен-Жиль и Сен-Трофим в Арле на юге Франции - сохранили связь с античностью. Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии - церковь аббатства Клюни, Сен-Лазар в Отоно.

В романский период огромную роль в декоре храма играет скульптура. Человеческая фигура в изображении средневекового художника лишается своей материальности. Создавая образы, романские художники не стремились приблизиться к жизненной правде. Их главная задача - воплотить идею. Отсюда условность, стилизация форм. Резной декор фасада обычно концентрировался на капителях и на тимпане. Средневековые мастера работали сразу в материале. Скульптура не накладывалась на плоскость стены, а как бы извлекалась из нее. Она была нераздельной частью архитектуры, и этим определялась целостность здания.

Помимо Франции романский стиль прослеживается в Италии, Германии, Англии. Рассмотрим кратко местные особенности искусства этих стран.

В Италии, где зародилось христианство, еще в IV в. сложился ансамбль, который состоял из базиликального храма, рядом стоящей колокольни и баптистерия, в котором совершались крещения новообращенных. Такой ансамбль сохранился в Италии и в романский период. Одной из самых ранних базилик, возведенной еще при Константине Великом, была церковь Святого Петра в Риме. Согласно преданию, церковь была возведена на месте гибели апостола Петра. Он считался первым римским епископом, который впоследствии стал называться папским. В течение всего Средневековья церковь Святого Петра являлась главной католической церковью и была снесена в XVI в., когда ее заменил огромный купольный собор, построенный великими мастерами Возрождения.

В числе выдающихся романских соборов - церковь Сант-Амброджо в Милане с ее простым и внушительным фасадом, перед которым сохранился двор-атриум. В XII в. была построена церковь Сан-Дзено в Вероне со стоящей рядом эффектной колокольней. Исключительными формами обладает ансамбль в Пизе - собор, "падающая башня", баптистерий.

В XII в. в полосу расцвета вступает романская архитектура Германии. Самые большие соборы были построены в Майнце, Вормсе и Шпейере. Для немецких храмов характерна устремленность вверх. Такое впечатление создают высокие башни, расположенные на западной и восточной сторонах храма.

В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. С XII в. появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Один из первых примеров - собор в Дерхеме. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфически английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что в свою очередь привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство английских романских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.