Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система имеет длительную историю, неразрывно связанную с правом Древнего Рима.

Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе в результате рецепции (заимствования) римского права. С научной точки зрения временем, когда появилась система романо-германского права, считается XIII в. Существовавшие до XIII в. элементы римского права имели характер обычного права. Эпоха Возрождения открыла миру идеологию гуманизма, в центре которой были повседневные интересы человека (прежде всего, это был собственник), нуждавшегося в правовой защите. В этот период произошло осознание значения идеи права и необходимости приспособить римское право к новым условиям - периоду создания предпосылок рыночной экономики. Эта задача осуществлялась учеными европейских университетов, которые занимались кодификацией и преподаванием римского права.

Институты и нормы классического римского права были перенесены ими сначала в Средневековье, а затем и в буржуазную эпоху в новой упаковке - этому благоприятствовала идеология Просвещения. Появление доктрины естественного права (XVII-XVIII вв.) сформировало новую систему ценностей, согласно которой в центре любого общества ставится человек с его неотъемлемыми естественными правами. Произошло осознание ценности разума как силы, творящей право и обеспечивающей прогресс, что подчеркивало новую роль, отводимую закону, и открывало путь к кодификациям. Романо - германская система возникла на почве общности ценностей европейской культуры и независимо от каких-либо политических целей.

Романо-германское право получило распространение не только в Европе, но и за ее пределами: в некоторых штатах США. Африке и на Мадагаскаре. Государства, ранее бывшие колониями Франции, вошли в состав франко-германской правовой семьи. До 1914 г. Турция сохраняла верность мусульманскому праву, взяв, однако, европейские кодексы в качестве образца модернизации. И с начата XX в. Турция полностью относится к романо-германской правовой семье.

Источники права

Основным, первостепенным и почти единственным источником права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Все страны континентальной правовой семьи являются странами "писаного права". Юридическое заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно. В контексте верховенства закона другие источники права (правовые обычаи, указы, прецеденты) занимают подчиненное место по отношению к законам. Однако это представление господствовало только до XIX в. В настоящее время в теоретических исследованиях все более открыто признается, что абсолютный суверенитет закона в странах романо-германской правовой семьи - фикция и что наряду с законом существуют и другие значительные источники права.

Так, на рубеже XIX-XX в. стало трудно недооценивать роль судебной практики. Хотя правотворческая деятельность является уделом законодателя, право - это нечто большее, чем закон, и включает в себя другие важные источники (хотя этот факт несколько затушевывается законодательной практикой), поэтому право должно создаваться совместными усилиями всех юристов.

Система источников в странах романо-германской правовой семьи представляет собой строго иерархическую систему.

На верхней ступени этой пирамиды стоят конституции (от лат. - установление, устройство) и дополняющие их конституционные законы, за нормами которых признается верховенство.

Понятие "конституция" использовалось в Древнем Риме для обозначения актов императора. В современном понимании конституции появляются в XVIII в. Первой писаной конституцией была Конституция США 1787 г.. а второй - Конституция Франции 1791 г. Появление конституций означало радикальное изменение в соотношении сил государства и гражданского общества. Конституционное государство должно было служить обществу, гарантировать права и свободы гражданам.

Конституция в юридическом смысле рассматривается как основной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

По способу организации и выражения конституционных норм, т.е. по форме, конституции делятся на писаные и неписаные. Неписаные конституции представляют собой собрание законов, судебных решений, обычаев, доктрин, наделенных высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и не составляющих единый писаный акт. Писаные конституции отсутствуют в Великобритании. Израиле. Новой Зеландии.

Традиционно современные конституции принимаются на референдуме (всенародном голосовании), хотя текст конституции разрабатывает обычно парламент, учредительное собрание или правительство. В истории были и дарованные конституции, когда основной закон был пожалован обществу монархом (например, японская Конституция 1889 г.).

Конституция отличается от обычных законов, которые принимаются парламентом. Прежде всего, конституция устанавливает основы организации общества и государства, закрепляет фундаментальные права человека и гражданина. Затем эти принципы развиваются в других отраслях права. Регулируя основополагающие общественные отношения, конституция должна гарантировать стабильность общества, по возможности учитывать социальные интересы различных групп, устанавливать такое устройство государства и общества, которое признается большинством населения в качестве справедливого. По этой причине конституцию отличает усложненная процедура внесения поправок и изменений.

По способу внесения изменений в конституцию выделяют изменения гибкие (путем принятия обычных законов), жесткие (путем установления квалифицированного большинства в обеих палатах парламента или повторного голосования парламента через определенный срок) и смешанного типа (различных частей конституции либо жестким, либо гибким способом).

Так, неписаная Конституция Великобритании изменяется путем принятия парламентом обычных законов, т.е. простым большинством голосов. А вот Конституция США изменяется в усложненном порядке: поправку должны одобрить 2/3 общего числа членов Сената (верхней палаты Конгресса) и Палаты законодателей (нижней палаты), а затем 3/4 законодательных собраний штатов, т.е. 38 штатов из 50.

Напротив, в индийской Конституции квалифицированного большинства требуют изменения о выборах президента, исполнительной и судебной власти, формы государственного устройства с последующим одобрением не менее половины законодательных штатов Индии. Внесение поправок в остальные части Конституции осуществляется простым большинством голосов в обеих палатах парламента.

Создание иерархически непротиворечивой системы законодательства связано с принципом судебного контроля за конституционностью законов. Его смысл выражает правило: все что противоречит конституции - ничтожно. В ряде стран проверка конституционности законов возложена на специальные конституционные суды (в ФРГ, Австрии, Италии).

Со значимостью конституционных законов сравнима роль международных договоров. В некоторых конституциях (Франции, Нидерландов) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов.

Писаное право стран романо-германской правовой семьи включает в себя множество норм и предписаний, изданных не парламентом, а другими государственными органами.

Первую группу составляют нормы, принятые во исполнение законов в случаях необходимости их более подробной регламентации. Эта группа неоднородна и состоит из актов разной юридической силы. В странах романо-германской правовой семьи установлено четкое различие между нормативными актами, которые формулируют юридические нормы, и простыми административными циркулярами, указывающими, как администрация понимает данную правовую норму и как она намерена ее применять.

В систему источников права романо-германской семьи входят обычаи. Однако отношение к ним в разных странах неодинаково. Так, французские юристы видят в них несколько устаревший источник права, а в Германии, Швейцарии, Греции закон и обычай рассматривают как два источника права одного порядка.

Однако в судебной практике всех стран романо-германской системы обычаю придается большее значение, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что в ряде случаев закон нуждается в дополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также нуждаются в объяснении с позиции обычая. Но обычай не имеет значения сам по себе, он важен лишь в той мере, в какой способствует нахождению справедливого решения.

Судебная практика (прецедент, от лат. - предшествующий) в большинстве стран романо-германской правовой семьи не признается источником права. В то же время роль судебных решений заметно возросла. Отношения между законом и судебной практикой достаточно непростые. Во всех странах романо-германской правовой семьи юристы стремятся опереться на закон, а судьи открыто признают наличие у них власти по созданию правовых норм при наличии пробелов в законах. Однако существует правило, согласно которому:

1) судебная практика действует в рамках, установленных для права законодателем, тогда как деятельность самого законодателя состоит в установлении этих рамок;

2) правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, который имеют законодательные нормы.

Долгое время источником права в романо-германской правовой семье являлась правовая доктрина - основные идеи и принципы права. Они были выработаны в университетах главным образом в период XIII-XIX вв., и лишь относительно недавно, с победой идей демократии и кодификации, доктрина уступила свое первенство закону. Доктрина в наши дни представляет собой весьма жизненный и важный источник права. Ее роль велика в установлении тех методов, с помощью которых развивают право и толкуют законы, она также может оказывать влияние на самого законодателя. Именно доктрина создает в разных странах обширный инструментарий для работы юристов.

Структура права

Правовые системы романо-германской семьи используют фундаментальное деление права на публичное и частное исходя из того, что общий и частный интересы не могут быть "взвешены на весах".

Публичное право, как и частное, во всех странах романо-германской правовой системы распадается на одни и те же основные отрасли: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, торговое, международное публичное право. Подобное сходство обнаруживается и на более низком уровне - на уровне правовых институтов и норм. Эти совпадения объясняются тем, что вся континентальная Европа па протяжении многих веков имела одну и ту же базу для обучения праву: римское и каноническое право. Методы этой науки па практике могли быть разными в разное время и в разных странах, однако терминология всегда была одинаковой и выражала одни и те же понятия.

В значительной мере сходство национальных правовых систем стран романо-германской семьи объясняется и общностью политической и правовой мысли, одинаковым подходом к обучению юристов.

Следует обратить внимание и па то, как, по мнению Р. Давида, понималась концепция правовой нормы, а также ее элементы: назначение, природа и характер нормы. Согласно этой концепции правовая норма в правовой семье не служит средством решения какого-либо случая, ее понимают как правило поведения. Правовая норма не создается судьями, она появляется позднее как продукт размышления, основанного частично на практике, а частично па соображениях справедливости. Норма права позволяет общественному мнению, законодателю наиболее эффективно вмешиваться в ситуации, требующие этою, и ориентировать общество на определенные цели. Такая роль права соответствует традиции. Понятие "правовая норма" в романо-германской правовой семье принято за основу кодификации. В этой связи норма права является чем-то средним между решением спора - конкретным применением нормы и общими принципами права.