Роль взрослого в поведении ребенка

В теории социального познания также исследовался вопрос морального развития детей. Первоначально поведение ребенка контролируется взрослым. При этом контроль является исключительно внешним. Постепенно внешние санкции замещаются социальными. Затем социальные санкции становятся символическими и выполняются функцию внутренних средств контроля за поведением. Освоенные символические моральные модели поведения впоследствии начинают выступать в роли внутренних запретов для совершения недопустимых действий. Один из аспектов морального развития связан с построением системы оправданий: дети, наблюдая за поведением взрослых в различных ситуациях, начинают понимать, что взрослые сами не всегда следуют моральным правилам и используют всевозможные оправдания. Эти оправдания применяются взрослыми и к поведению детей. Например, если кто-то из сверстников обидел ребенка, то малышу могут сказать: "Он еще не понимает, он маленький" или "Он больше так не будет" и т.п. Подобные ситуации приводят к построению у детей гибкой системы оправданий, которая особенно развивается в случае, когда ребенок сталкивается с противоречивыми стандартами поведения. Такие стандарты представлены не только реальными людьми, но и средствами массовой информации. Приведем следующий пример. Мать Ани четырех с половиной лет – скрипачка обучает ее игре на флейте и скрипке. Аня с удовольствием занимается на инструменте и в детском саду охотно поет по нотам. Однако на вопрос о том, какая у тебя любимая телепередача, Аня ответила: "“Дом-2”, потому что там есть девочка, которая курит, дерется и ругается матом, она мне нравится очень". Подобное поведение ребенка основывается на оправдании, что эго показывают по телевизору. В данном случае явно видны противоречивые системы моральных норм.

Большое внимание в своей работе А. Бандура уделял проблеме агрессивного поведения детей. Он полагал, что одним из важнейших факторов асоциальной агрессии является зависимость ребенка от родителей. Агрессия вызывается в первую очередь фрустрацией, возникающей при взаимодействии ребенка с родителями вследствие недостаточности внимания и ласкового отношения с их стороны. Это приводит к тому, что у ребенка постепенно нарастает чувство враждебности и агрессивности. При этом чувство эмоциональной зависимости ребенка от родителей очень важно в силу того, что благодаря такой зависимости он и перенимает весь репертуар образцов социального поведения. Мать выступает в роли особого подкрепления: ребенок цепляется за нее, постоянно требует ее присутствия. Если мать оказывается недоступной, дошкольник становится ревнивым, всячески проявляя собственнические черты, что может приводить к формированию таких проблем, как отказ от пищи, нарушение сна и т.д. В то время как ребенок в основном сосредоточен на родителях, сами родители стараются обратить внимание ребенка на окружающий мир. Они как бы намеренно отвращают его от себя. Они говорят: "Иди, поиграй!", "Посмотри мультфильмы!" и т.д. Важно заметить, что агрессивные формы поведения, характерные для дошкольников, позднее проявляются у младших школьников и подростков. Агрессивные подростки, как правило, эмоционально замкнуты и не имеют тесных, близких отношений со сверстниками. А. Бандура отмечает, что фактически у подростков, как и у дошкольников, есть потребность в эмоционально близких отношениях, однако ее удовлетворение у агрессивных подростков связано с конфликтом, что ведет к асоциальному поведению.

Более того, как показали исследования психологов, агрессивные дети будучи сначала объектом заботы со стороны матерей, вследствие различных событий (например, рождения брата или сестры) лишаются этого и чувствуют дефицит теплого общения. Кроме того, оказалось, что у агрессивных мальчиков слабее (в сравнении с детьми неагрессивными) эмоциональная связь с отцами (например, они гораздо реже обращаются к ним за советом); отцы таких мальчиков не только игнорировали своих сыновей, но и наказывали их за проявление стремления к общению. Важно заметить, что, по мнению А. Бандуры, независимое поведение ребенка от взрослого в семье должно настораживать родителей. Для ребенка зависимое поведение естественно – ведь ему, действительно, есть чему научиться у родителей, если же такого поведения не проявляется, то, как пишет А. Бандура, этот факт часто объясняется наличием конфликтной эмоциональной ситуации.

Одна из наиболее неудачных стратегий взаимодействия с ребенком, по мнению А. Бандуры, проявляется в следующем: ребенок доверительно обращается к матери за помощью, поддержкой, а мать вместо оказания этой поддержки передает все отцу, который, в свою очередь, осуждает ребенка за такое поведение. В итоге такое взаимодействие может разрушить не только общение ребенка с отцом, но и с матерью.

Альберт Бандура подчеркивает, что агрессивное поведение, как и любое другое, входит в репертуар ребенка посредством подражания. Поэтому любая агрессия со стороны родителей (будь то физическое наказание или словесное порицание) порождает агрессию в ребенке, который, в свою очередь, будет ее проецировать на доступное ему окружение (физические объекты, сверстников и т.д.).

В подтверждение слов Бандуры в последнее время в дошкольных учреждениях можно наблюдать своеобразные игры детей, не встречавшиеся раньше. Так, мы наблюдали игру дошкольников старшей группы детского сада, в которой дети должны были найти спрятанный предмет. При этом по ходу поиска они изображали стрельбу друг в друга. После того, как ребенок был "убит", он вставал и говорил, что у него осталось еще "две жизни". Другие дети с ним соглашались и следили за соблюдением этого правила. Здесь отчетливо видно подражание сюжету компьютерной игры, которая кардинальным образом меняет отношение ребенка к жизни играющего. Если раньше ребенок, который становился "убитым", фактически выходил из игры, то теперь он продолжает играть. Подобная игра формирует иное, безответственное отношение к реальности, в которой убийство на самом деле является необратимым актом.