Роль средств массовой информации в современном политическом процессе

С самого своего возникновения журналистика была тесно связана с политикой. Историческое развитие прессы наглядно демонстрирует не только ее постоянный интерес к событиям внутренней или международной политики, но и ее активное влияние на политическую жизнь. Еще до возникновения печатного станка в обществе существовали различные виды публичной деятельности, которые предшествовали журналистике и решали многие из политических задач, впоследствии унаследованных прессой.

Наиболее древним в этом отношении является опыт античной риторики. В Древней Греции ораторское искусство было пронизано духом политики и само превратилось в реальную политическую силу. В открытых дискуссиях обсуждались варианты важнейших политических решений, принимаемых народным собранием на основании высказываемых ораторами аргументов. Каждый оратор должен был обосновать и доказать предпочтительность предлагаемого им решения, убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Собрание же свободно выбирало, какую из предлагаемых версий утвердить в качестве закона.

В этих условиях политику недостаточно было просто выработать и предложить рациональное решение проблемы. Чтобы оно было принято собранием, ему необходимо было убедительно изложить его, склонить собравшихся к тому, чтобы было поддержано именно его предложение. Поэтому политик должен был владеть искусством красноречия. Таким образом, уже в античности мы можем наблюдать своеобразный синтез политики и публицистики, одной из ранних форм которой выступала риторика.

Новый импульс единство политики и прессы получило в эпоху Нового времени после того, как Гуттенбергом в 1436 г. был изобретен печатный станок и появилась возможность широкого тиражирования текстов, в том числе и политического характера. Эту возможность быстро оценили и сразу же начали использовать. Достаточно сказать, что спустя всего 65 лет после изобретения Гуттенберга, т.е. к 1500 г., в Европе насчитывалось свыше 250 типографий. А уже в 1609 г. в Германии были одновременно выпущены две регулярные газеты, которые можно считать первыми средствами массовой информации. В России первая регулярная газета появилась в 1702 г., это были "Ведомости", издававшиеся по распоряжению Петра I в Санкт- Петербурге.

Роль средств массовой информации (СМИ) в современном политическом процессе

Журналистика сразу же после своего возникновения оказалась вовлеченной в сферу выражения экономических и политических интересов общества. По мере развития прессы и прибавления к ней новых средств массовой коммуникации – кино, радио, телевидения – только укреплялась, хотя в ней и происходили определенные изменения.

Два аспекта взаимодействия политики и СМИ могут быть выделены в настоящее время.

Первый из них представляет общее свойство всей журналистики в целом. Он состоит в способности СМИ интерпретировать явления политической жизни и доводить их до широкой аудитории в неспециализированной, скажем художественной, форме. В этом смысле журналистика может выступать проводником определенной политической идеологии и быть косвенно связанной с политикой, даже если ее выступления не касаются непосредственно политической тематики.

Второй аспект взаимодействия СМИ с политикой является более конкретизированным и профессиональным. В сфере журналистики издавна возникла область деятельности, напрямую связанная с выражением политических интересов. Корреспонденты газет, радио и телевидения регулярно отслеживают политические события в собственной стране и за рубежом, рассказывают о народных волнениях, освещают ход выборов, берут интервью у видных политиков и ученых – специалистов в области политической теории. Да и сами политики охотно сотрудничают со СМИ: публикуют статьи в газетах, выступают на радио и телевидении, доводя до аудитории свои взгляды и оценки текущих политических событий.