Роль состояния спроса

Итальянский рынок керамической плитки является самым требовательным к качеству этого товара. Покупатели плитки в этой стране (подобно покупателям БРЭА в Японии), которые первыми проверяли новинки, и ее производители, постоянно осуществлявшие нововведения, взаимно оказывали друг на друга усиливающее влияние.

Повышение доли импортных товаров в ассортименте отечественных магазинов привело к тому, что спрос россиян все больше начал ориентироваться на общемировые стандарты потребления. Он стал более разнообразным и избирательным, более требовательным к ценовым характеристикам товаров и услуг. Эти сдвиги в спросе послужили стимулом к повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Формированию особо утонченного характера внутреннего спроса способствовало открытие в 1960-х гг. в Италии специализированных выставочных залов. К 1985 г. их уже было 7600. Через эти залы осуществлялось 80% продаж на внутреннем рынке. Этот факт показывает, что роль разборчивых и требовательных потребителей выполняют не только рядовые покупатели, но и организации-продавцы. Выполнение предполагаемых потребностей покупателей (раннего спроса) на внутреннем рынке позволяет предвосхитить спрос на мировом рынке.

Роль условий для факторов

Условия для факторов - это совокупность обстоятельств, создаваемых прежде всего эффективной политикой государства в целях максимального использования основных факторов и преодоления отрицательных, концентрации инвестиций в отдельных отраслях. Необходимо подчеркнуть, что концентрация инвестиций позволяет внедрять научные достижения, задействовать квалифицированные кадры, создавать атмосферу престижа.

Выше при рассмотрении развитых факторов было показано, что успехи в Японии были достигнуты в результате титанических усилий народа под руководством государства, направленных на создание высоких технологий, компенсирующих отсутствие природных ресурсов. В Японии единственное богатство - человеческие ресурсы. В них и был инвестирован большой капитал. А результат выразился в великолепно развитом менеджменте качества, который представляет одно из слагаемых японского чуда.

Можно привести и противоположный пример - огромные природные богатства России посадили страну на "нефтяную иглу" и тем самым "размагнитили" руководство страны.

Правило ромба работает как система

Каждые из четырех составляющих ромба обладают свойством взаимного усиления и ослабления. Нельзя достичь успеха, используя только какой-то один из факторов конкурентного преимущества. Чтобы его обеспечить в наукоемких отраслях, нужно иметь преимущество во всех основных факторах. Происходящее взаимное усиление создает наиболее выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам сложно скопировать или нейтрализовать.

При всей важности рассмотренных факторов наиболее значимым является фактор соперничества. Он оказывает мощное стимулирующее влияние на другие составляющие ромба.

По мнению автора работы [81], в российских условиях рассмотренные четыре параметра конкурентных преимуществ Портера из-за специфики российских переходных процессов еще слабо развиты в качественном отношении. Их недостаточная задействованность обусловливает низкую конкурентоспособность отечественных готовых изделий по потребительским свойствам, что вынуждает страну закупать за рубежом большой ассортимент готовой продукции и выходить на внешний рынок в основном с сырьем и полуфабрикатами, при реализации которых на первом плане стоят ценовые характеристики.

Наиболее плодотворной идеей в модели ромба оказались предложения по кластерам, вытекающие из анализа блока "Родственные и поддерживающие отрасли".

По мнению автора книги, товароведа, составляющие модель Портера блоки лучше представить в виде пирамиды, заключенной в круг. Дело в том, что в товароведении четко различают понятия фактора качества и условия качества. Поэтому условия для факторов лучше представить в виде круга, а три остальных параметра (фактора) расположить в вершинах пирамиды.