Роль школы в воспитании здорового ребенка

Раскроем средства приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.

1. Потенциал учебных предметов начальной школы, специализированные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие программы, информационно-просветительные классные часы, воспитательные занятия и т.п.

Эти средства позволяют целенаправленно осуществлять работу по формированию у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развивать необходимые для этого умения и навыки с учетом психолого-педагогических особенностей данной возрастной категории. Прежде всего, это материал, предусмотренный ФГОС НОО и реализованный в учебных программах и учебно-методических комплексах (УМК) по предмету "Окружающий мир", а также по другим предметам начальной школы. Младшие школьники знакомятся с особенностями тела человека, на этой базе у них формируются навыки личной гигиены, основы безопасности жизнедеятельности и т.п. Это очень нужные, своевременные и важные сведения, однако очевидно, что только программный материал не может в полной мере сформировать у детей привычки здорового стиля жизни.

Широко представлены в школе факультативные валеологические курсы: "Я и мое здоровье" Л. Г. Татарниковой, "Расти здоровым" Г. К. Зайцева, "Педагогика здоровья" В. Н. Касаткина и др. Эти программы разнообразны по своим целям и направлены на создание мотивации здоровья, формирование нравственно-психологического компонента здоровья, воспитывают основы здоровьесберегающего поведения, профилактику вредных привычек, половое воспитание детей и т.п.

2. Повышение двигательной активности детей.

Установлено, что дети, попадая в 1-й класс, испытывают большой дефицит двигательной активности в школе и дома, что крайне неблагоприятно сказывается на формировании растущего организма. Хронические заболевания формируются главным образом в школьные годы. При этом на первом месте – заболевания носоглотки, затем – близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства. По данным всероссийской диспансеризации 2002 г., в начальную школу приходят 60% детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а к концу начальной школы доля таких детей достигает 80%.

Физическая нагрузка необходима для нормального функционирования и формирования детского организма, конечно, не чрезмерная, адекватная возможностям ребенка. Как же обеспечивается физическая нагрузка младшего школьника? Это:

• уроки физкультуры в школе;

• физкультурно-оздоровительная работа в школе в течение учебного дня: гимнастика до уроков, физкультминутки, физпаузы, подвижные игры на переменах, спортивные часы после уроков и др.;

• физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность школы: соревнования, эстафеты, марафоны, игровые дни и т.п.;

• дополнительные занятия спортом с детьми во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, самостоятельно организованный активный досуг.

Однако сегодня мы можем наблюдать, что результат занятиями физическими упражнениями замыкается часто на количественном уровне. Чрезмерное увеличение количества физкультурных занятий, форсирование их может навредить здоровью младшего школьника. Ощутимую пользу физические упражнения и спортивные занятия могут принести при соблюдении двух условий. Во-первых, комплекс физических упражнений, их количество и состав должны быть индивидуально подобраны для каждого ребенка. Во-вторых, занятия физическими упражнениями должны сопровождаться реализацией и других компонентов системы здоровьеподдержания школьника – правильным питанием ребенка, соблюдением им режима дня, применением гигиенических и закаливающих процедур и т.п.

Такая работа не может быть реализована учителями без взаимодействия с семьями учащихся. Следовательно, можно выделить еще одно важное средство формирования здорового образа жизни детей.

3. Включение родителей в учебно-воспитательный процесс по приобщению младших школьников к здоровому образу жизни.

Здоровье детей, формирование у них бережного отношения к своему здоровью зависят:

• от атмосферы в семье, характера внутрисемейных отношений, от образа жизни, привычного для семьи;

• от того, насколько родители владеют системой психолого-педагогических знаний и умений, методами сохранения потенциала здоровья их ребенка, приобщения ребенка и себя к здоровому образу жизни, от устойчивости их собственной мотивации к укреплению здоровья;

• от единства воспитательных требований семьи и школы в плане приобщения детей к здоровому образу жизни.

Принципы работы учителя с семьями учащихся будут описаны дальше. Здесь же отметим следующее: уважение к воспитательному потенциалу семьи, повышение авторитета родителей в глазах их детей, недопустимость вмешательства в частную жизнь семьи, – вот правила, на основе которых возможно построить продуктивное взаимодействие с родителями.