Роль православной церкви в объединении Руси

Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла в это время Русская православная Церковь. Церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод и простых воинов на защиту родных земель.

В условиях военных тягот, нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы3 многие рядовые священники оказывали людям духовную поддержку, ободряли, находили для них теплые и проникновенные слова. Кроме того, Церковь помогала разоренным, нищим и убогим людям. Всё это содействовало сплочению общества, воспитанию среди всех сословий и возрастов чувства общности, ответственности за судьбы родной земли. Не случайно появление выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности, служивших примером служения людям, патриотов приходится на период национального подъема Руси, пробужденного началом ее единения и борьбы с Ордой.

Так, митрополит Петр и его преемники оказали большую поддержку Москве в объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий (ок. 1293–1378) встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он был умным, образованным, обладающим твердым характером человеком, отличался благочестием и скромностью в личной жизни, был настоящим пастырем людей. Канонизирован Русской православной Церковью.

Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллович; ок. 1321–1391). Уже в отроческом возрасте Варфоломей отличался склонностью к уединению, книжному чтению, к постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат Стефан. Там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обет – уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя Богу.

В густом лесу под г. Радонежем братья расчистили небольшую поляну, соорудили хижину, срубили небольшую церковь, посвященную Святой Троице. Жизнь их стала "скорбной и жестокой", как написано в древнем источнике. Брат не выдержал холода, голода, других трудностей и ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей остался один. В 1337 г. священником Митрофаном он был пострижен в монашество с именем Сергий и провел на своей поляне 12 лет. Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях. Слава о подвижничестве Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. К нему начали стекаться ищущие пустынножительства, постепенно образовалась обитель. Так зародился Троице-Сергиев монастырь.

Впервые на Руси Сергий с благословения митрополита Алексия ввел общежительный монастырский устав, распространившийся потом во многих российских монастырях. В отличие от прежних монастырей, в которых монахи жили по большей части келейно, могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, по новому уставу все монахи жили одним общим хозяйством, нс имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. Сергий призывал их жить в братстве, любви и служить друг другу. Сам он, будучи уже игуменом монастыря, часто помогал братьям-монахам, таскал бревна, чинил их жилища, выполнял другую тяжелую работу.

Сюда, к Сергию, к святым отцам, тянулись люди за советом, утешением, ощущением грехов, духовной поддержкой, здесь же селились крестьяне. Монастырь начал обрастать деревнями.

Ученики Сергия основали около 40 новых монастырей. Вокруг них постепенно преобразовывались глухие лесные углы, в них зарождалась жизнь.

Имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка-крестьянин. Сергий поддержал и благословил Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву. Сергий Радонежский был канонизирован в 1452 г.

Позднее Сергия совершил свой отшельнический подвиг архимандрит московского Симонова монастыря Кирилл (1337–1427), выходец из знатной боярской семьи. Он ушел из Москвы в далекий Белозерский край, в лесной чаще на берету Сиверского оз. (в черте современного г. Кириллова Вологодской области) выкопал землянку-келью и поставил крест. Это было началом знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря. Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, отказ от стяжания, т.е. накопления денег и вещей, привлекли к Кириллу людей. Он учил добру, высокой нравственно щи, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле. Кирилл Белозерский также канонизирован Русской православной Церковью в 1547 г.

Появление таких наставников русских людей, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в людях высокие чувства достоинства, свободы, патриотизма.

По мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи, меняли жизнь монастырского братства. Монастыри обрастали хозяйством. Князья наделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывали зависимые крестьяне. Развивались торговые операции. Трудно было сохранять святость в этих условиях. Истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями, и иногда это подучалось. В других случаях монастыри превращались в обычные феодальные хозяйства, а монахи – в управителей, организаторов этого хозяйства в монашеских рясах-