Роль искусства в формировании мировоззрения человека

В основе любой зрелой системы представлений о мире как о едином целом лежит некая образная картина. Она всегда несет на себе отпечаток творческих результатов, полученных художниками исторически определенного времени и определенной национальной культуры. В этом смысле искусство является одним из первых средств, с помощью которых формируются исходные мировоззренческие системы, и это одна из важнейших его функций. Но всегда ли люди, употребляя слово "искусство", имеют в виду одно и то же? Как часто возникают споры при попытке дать какое-то единственно возможное определение этого термина.

Во многом это обусловлено разнообразием способов его употребления в естественных языках. Так, например, слово "искусный" применимо и к художнику, и к врачу, и к механику. Подобная многозначность отмечена еще в древности. В словаре В. Даля, например, указывается, что "искусность" подразумевает искушенность, опытность в каком-то деле. То есть "искусный" – значит "умелый". Но это же слово подразумевает какое-то испытание (искушение). И все же присутствует неявное ощущение того, что те, кто занимается искусством, с одной стороны, как бы проходят проверку (испытываются), стараясь сделать общедоступным свое состояние при восприятии действительности, с другой же – сами выступают в роли испытателей, приписывая миру черты, порожденные человеческой фантазией художника.

Искусство как сфера художественного творчества связано с эмоциональным переживанием человеком чувственного восприятия явлений действительности. В основе таких переживаний лежит особое отношение людей к миру, называемое эстетическим. Оно проявляется тогда, когда внутреннее состояние человека не определяется никакими утилитарно-практическими соображениями. Если кто-то, скажем, рассматривая картину Рембрандта или Шагала, прикидывает, какую сумму он получил бы за это полотно, продав его на аукционе, то вряд ли можно назвать его отношение к данной картине эстетическим.

Эстетическое отношение к миру проявляется в бескорыстном любовании явлениями природы или результатами человеческой деятельности, в их оценке не как чего-то "полезного", но как "прекрасного". Любое общество включает в свою систему ценностей и такие свойства действительности, которые обеспечивают возможность удовлетворения духовных потребностей, обусловленных соответствующим типом культуры. Восхищаясь тем, что его поразило, человек стремится обратить внимание на это и других людей. С этой целью он создает поэмы, пишет картины, сочиняет музыку. Все подобные действия создают ОГЛАВЛЕНИЕ такого вида деятельности, как искусство.

В самом общем значении искусство можно определить как специфический вид деятельности, обусловленной эстетическим отношением к миру и направленной на создание наглядных средств, выражающих внутреннее переживание человека при его восприятии явлений действительности. Результаты этой деятельности представлены в виде определенной системы образов. Будучи основной формой художественного мышления, образ соединяет в себе духовную и предметно-материальную реальность, поскольку переживание художника, само по себе недоступное для восприятия другими людьми, воплощается в чувственно конкретном материале (красках, звуках, словах или особым способом организованных движениях). Это обеспечивает для художника возможность передавать информацию о споем внутреннем состоянии другим людям так, чтобы вызывать и в них соответствующее переживание.