Лекция 23. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Интеллектуальная деятельность является необходимым элементом любого вида деятельности человека. Осуществлять ее позволяет наличие в организации интеллектуального капитала.

Термин "интеллектуальный капитал" сформировался из двух понятий. В энциклопедическом словаре первое трактуется следующим образом: "интеллект" (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия "нус" ("ум") тождественен ему по смыслу. Второе – капитал (от лат. capitalis – главный). Таким образом, соединив эти два понятия, мы раскрываем сущность термина "интеллектуальный капитал" – "ум главный".

Исходя из этого, применительно к организации его можно определить как "коллективный ум" – способность познавать, понимать, рационально мыслить. Это знания, умения, опыт, открытия и изобретения людей, являющихся работниками данной организации. Вся их деятельность направлена па процветание организации, решение одной из основных задач менеджмента – получение прибыли, так как прибыль позволяет организации существовать, развиваться и быть конкурентоспособной.

Интеллектуальный капитал – это прежде всего люди, это характеристика человеческого капитала, это продукт их умственного труда – открытия, изобретения, грамотное управление, использование и распределение всех видов ресурсов: материальных, информационных, финансовых и др., способность принимать качественные и своевременные решения и нести всю полноту ответственности за их исполнение.

Чтобы интеллектуальный капитал соответствовал требованиям общества и конкретного предприятия его необходимо постоянно подпитывать, т.е. поддерживать и обогащать новыми знаниями, открытиями, тенденциями времени. Вкладывать в него значительные суммы денежных средств, чтобы его социальный элемент – человек, имел возможность постоянно обновлять свои знания, повышать свою квалификацию, знакомиться с зарубежным опытом и использовать их в интересах общества и своего предприятия. На практике такие вложения нс всегда пользуются популярностью у руководителей предприятий, так как это требует сиюминутных значительных финансовых затрат, отдача от которых будет в отдаленном периоде времени. Практика показывает, что это отношение ошибочно. Затраты на человеческий капитал повышают уровень его общего интеллекта, окупаются и приносят ожидаемую прибыль. Этим и определяется эффективность социальной отвественности.

Интеллектуальный потенциал – понятие, которое включает весь коллектив предприятия. Не каждый человек обладает достаточным интеллектом, способностью делать открытия, внедрять инновации, принимать рациональные решения и осуществлять грамотное управление предприятием в целом или в рамках своих обязанностей и структуры (отдел, лаборатория и др.). Из интеллектуального потенциала выделяется и формируется ядро обозначаемое термином "интеллектуальный капитал".

Фактор образования в формировании интеллектуального потенциала

Обеспечить себе и обществу достойную жизнь могут только высокообразованные люди. Образование – залог личного и общего развития и процветания. Как писал II. Г. Чернышевский: "Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны". И в наши дни это актуально. Образование является необходимым условием подготовки человека к достойной жизни и труду. Получение образования, как правило, основывается на тяготении человека к тому или иному виду деятельности, профессии, области науки, литературы, искусства. Образование – это продолжительный, сложный, многогранный процесс получения систематизированных знаний, это целенаправленная познавательная деятельность человека. Образование можно рассматривать как процесс, и как "продукт" своего труда, учебы в виде аттестата или диплома соответствующего учебного заведения.

Процесс обучения – это процесс длиною в жизнь. Самые глубокие знания, открытия, инновации сегодняшнего дня могут стать непригодными в будущем. Большое значение в образовании имеет самообразование. В условиях реальности есть целый спектр возможностей и форм реализации этого процесса. По мере возникновения потребности в получении новых знаний – это может быть дополнительное образование более высокого уровня (например бакалавр – магистр; среднеспециальное – высшее и т.п.); модульное (по конкретно интересующей проблеме); дистанционное и др.

Общий подход к образованию обусловливается общественными отношениями, требованиями производства, науки и техники, новыми тенденциями и течениями.

Получив образование, человек вступает в следующую фазу своей жизни – трудовую деятельность. И здесь уже все зависит от его личностных качеств и знаний, полученных в учебном заведении. Вливаясь со своим багажом знаний в сложившийся организм – предприятие, он пополняет его интеллектуальный потенциал, а затем и интеллектуальный капитал этой структуры, если его интеллект развивается, обогащается и прямым положительным образом влияет на результаты деятельности этого предприятия.