Роль интегрированного планирования в цепях поставок

В общем понимании планирование представляет собой принятие решения о том, что, как и когда делать, и имеет чрезвычайное значение для успеха любой организации, в том числе цепи поставок. Факторы, обосновывающие потребность в планировании, можно подразделить на общие, присущие для компаний любой сферы деятельности, и специфические, характерные для цепи поставок.

К общим факторам относят:

1) необходимость понимания, для чего функционирует организация и как она должна развиваться. Планирование

как функция управления – это процесс обоснования направлений и параметров развития организации;

2) ограниченность ресурсов. Возможности любой организации не безграничны, она может приобрести и переработать определенный объем ресурсов. Ограниченность природных, трудовых, производственных, финансовых ресурсов обусловливает потребность в эффективном их использовании. Планирование деятельности организации позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов между составляющими ее элементами и рациональное их использование. При ограниченных ресурсах их централизованное распределение дает возможность избежать проблемных конфликтов и тем самым добиться результативного сотрудничества всех участников логистической цепи;

3) обеспечение равновесия между производством и потреблением. В соответствии с теорией общего экономического равновесия, с одной стороны, все индивиды должны найти на рынке предметы потребления в соответствии с покупательной способностью, а с другой – все предприниматели в состоянии найти на рынке необходимые им производственные ресурсы. Следовательно, все что было произведено должно быть потреблено. Таким образом, на предприятиях разрабатывается план продаж, который в максимальной степени способен удовлетворить потребности целевых потребителей; впоследствии он трансформируется в производственный план. В условиях рынка функция планирования состоит в том, чтобы определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребованную продукцию. Другими словами, в процессе планирования предпринимательской деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг;

4) обеспечение равновесия между затратами и результатом. Планирование себестоимости продукции имеет большое значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются организации на производство и доведение продукции до конечного потребителя и какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде;

5) неопределенность окружающей среды. Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении, с одной стороны, заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации, а с другой – выявить неблагоприятные факторы в целях выработки мероприятий по нивелированию потерь в условиях их возникновения. Таким образом, планирование способствует использованию будущих благоприятных условий и проясняет возможные проблемы и риски;

6) повышение степени координации действий и ответственности в организации. Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения общих целей.

Значение интегрированного планирования для обеспечения эффективности функционирования цепи поставок иллюстрируют рис. 2.3, 2.4 [11].

Рис. 2.3. Традиционное планирование в цепи поставок

Таким образом, можно сформулировать следующие специфические факторы, обусловливающие потребность интегрированного планирования цепей поставок.

1. Формулирование единой стратегической цели. Цепь поставок состоит из совокупности предприятий, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. При этом следует учитывать, что цепь поставок является результатом синтеза субъектов, различающихся организационно-функциональными структурами.

Рис. 2.4. Интегрированное планирование в цепи поставок

При традиционной системе планирования каждое предприятие стремится выполнить собственный, изолированный план, достичь индивидуальных целей, что приводит к отсутствию явной целевой функции оптимизации деятельности цепи поставок в целом.

Если разные звенья цепи поставок будут стремиться к созданию различных конкурентных преимуществ, то конечный продукт не будет удовлетворять потребности покупателя. Та цепь, в которой все звенья имеют общий набор приоритетов, является более конкурентоспособной, чем та, в которой задачи партнеров противоречат друг другу.

Именно этот аспект – согласование целей всех элементов цепи и формирование общей стратегической цели для всей цепи поставок – является основной задачей планирования и управления цепями поставок.

2. Создание единой системы критериев оценки деятельности участников цепи поставок. Отсутствие единых параметров, на основании которых производится оценка эффективности работы различных предприятий в многозвенной логистической цепи, приводит к тому, что каждое предприятие оценивает свою деятельность и деятельность подведомственных ему структур по-своему, используя свои критерии. Причем эти критерии часто не просто не согласованы, но и прямо противоречат друг другу.

Отсутствие единых критериев оценки деятельности негативно сказывается на эффективности работы логистической цепи в целом.

3. "Обособленная" логика принятия решений. Поскольку каждый участник логистической деятельности является изолированным элементом, руководство конкретного предприятия изолированно формулирует возникшие проблемы и определяет варианты их решений, которые могут иметь отрицательные последствия для партнеров по цепи поставок. Сущность интегрированного планирования заключается в интеграции всех планов цепи поставок и синхронизации бизнес-процессов участников логистической деятельности.

4. "Эффект хлыста" (bullwhip-эффект). "Эффект хлыста" представляет собой ситуацию, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников цепи поставок (субподрядчиков, поставщиков и т.д.). Основной причиной "эффекта хлыста" является плохое качество прогнозов и несогласованность планов участников цепи поставок (каждый участник цепи добавляет определенный процент ошибки к оценкам спроса (потребности) и, как результат, отсутствует понимание реальной ситуации на рынке потребителей). При возникновении bullwhip-эффекта нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков в цепи поставок, вызывая тем самым риск невыполнения заказа клиента. Следствием неточных прогнозов, как правило, являются максимизация закупаемых партий (закупки), максимизация загрузки транспорта (транспортировка), максимизация запасов в каналах сбыта (сбыт), увеличение производственного цикла (производство), снижение прибыли. Таким образом, негативные последствия этой ситуации затрагивают все бизнес-процессы, протекающие в цепи поставок.

В связи с этим все большее развитие получает концепция интегрированного планирования цепями поставок.