Роль института семьи в личностном развитии на протяжении индивидуальной жизни человека

Как мы уже писали в начале главы, семья как социальный институт находится в постоянном развитии. Прежде всего, она развивается в историческом и социокультурном контексте. Кроме того, каждая отдельная семья развивается и изменяется на протяжении своей собственной "жизни", т.е. с момента возникновения и до "умирания". Но есть и третье измерение в развитии института семьи – это развитие личности человека в семье на протяжении его индивидуальной жизни. Говоря о влиянии семьи на развитие отдельного человека, важно учитывать и возрастной период, на котором он находится, и стадию жизненного цикла семьи.

Рассмотрим, как меняется роль семьи как социального института в психологическом, личностном развитии человека на протяжении его индивидуальной жизни, в разные возрастные периоды. Мы попытаемся выделить два аспекта этого развития – роль семьи как института социализации и социальное развитие членов семьи (в первую очередь через развитие семейных ролей). Важно отметить, что социализацию мы понимаем не только как усвоение социальных и культурных норм и правил, одобряемых социумом форм поведения, но и как усвоение смыслов человеческих действий и отношений. С нашей точки зрения, социализация есть способ психического и личностного развития, т.е. не может быть психического и личностного развития без социального.

Рассмотрим подробнее функции и роль семьи в жизни человека на различных возрастных этапах в зависимости от типа семьи на примере семей, различающихся по составу.

Семья в жизни ребенка от рождения до года – на этапе младенчества

Начнем с анализа роли нуклеарной семьи на этапе рождения первого ребенка в период его младенчества (от рождения до года).

При описании роли семьи на стадии рождения первого ребенка в его личностном развитии мы в первую очередь будем обращаться к исследованиям, выполненным в рамках психоаналитической теории объектных отношений, – работам Д. В. Винникотта, М. Малер и др. Именно представители теории объектных отношений первыми обратили внимание на особую роль отношений между матерью и ребенком на первом году его жизни, влияние характера этих отношений на всю последующую жизнь человека.

Согласно теории объектных отношений психика состоит из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей. Это происходит посредством процессов интернализации. Психические функции в соответствии с этой моделью объясняются с точки зрения отношений между интернализованными элементами[1]. В центре внимания оказывается не отдельная психика, а то, что происходит между человеком и другими, а именно отношения.

В широком смысле объектные отношения – это отношения человека к миру, основанные на восприятии реальных или воображаемых объектов и возможных способов взаимодействия с ними[2]. В узком смысле объектные отношения – это отношения с другими людьми, особенно близкими и значимыми, прежде всего с матерью. Следует подчеркнуть, что отношение в этой теории понимается как взаимозависимость, т.е. важно не только то, как субъект строит свои объекты, но и то, как эти объекты формируют деятельность субъекта, важен аспект взаимодействия. Несомненной заслугой представителей теории объектных отношений явилось исследование формирования объектных отношений на ранних стадиях развития ребенка. Они показали, что отношения между матерью и ребенком являются первоосновой эмоционального развития ребенка, что все многообразие отношений взрослого человека к людям в значительной мере обусловлено опытом ранних отношений ребенка с матерью. Как отмечает E. Т. Соколова, положение о взаимосвязи и взаимопереходах интерпсихических (межличностных) коммуникативных структур в интрапсихические (внутрипсихические) репрезентации Я и значимых других перекликается с идеями культурно-исторической концепции Л. С. Выготского о социальном генезисе сознания, где психика понимается как структура принципиально диалогическая, в которой имплицитно содержатся различные формы социальных внешних диалогов[3]. (Вспомним закон развития высших психических функций Л. С. Выготского.)

Одной из главных задач семьи на этапе рождения первого ребенка является удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка, прежде всего потребности в общении. На первом году жизни семья представлена ребенку, главным образом, матерью, о каком бы типе семьи мы не говорили. Функция отца – это в первую очередь обеспечение комфорта матери (эмоционального и физического), создание условий матери для осуществления хорошего ухода за ребенком в широком смысле. Если же отец в полной мере берет на себя функцию ухода и удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка, то, скорее всего, он выступает в материнской роли[4]. Естественно, мать удовлетворяет и биологические, и физиологические потребности ребенка, но удовлетворение всех жизненно важных потребностей облечено в культурные, социальные формы, сопровождается эмоциональным взаимодействием (улыбкой, словами, поглаживаниями и т.д.).

По мысли Д. Винникотта, даже "кормление для ребенка – это меньше всего кормление". Этот процесс чрезвычайно важен в эмоциональном аспекте, так как именно в процессе кормления наиболее полно осуществляется эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. С нашей точки зрения, наиболее точными понятиями, характеризующими задачи семьи на этом этапе, являются введенные Д. Винникоттом понятия "холдинг" и "достаточно хорошая мать". "Хороший холдинг" – это хороший уход за ребенком в широком смысле, это и собственно уход, и удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка. "Достаточно хорошая мать" – это мать, способная осуществлять "хороший холдинг", т.е. функция матери – осуществлять хороший холдинг.

На этапе младенчества невозможно отделить ребенка от матери, поэтому говоря об этом периоде, принято говорить о развитии диады "мать-ребенок"[5]. Афоризм Д. Винникотта "нет такой вещи, как младенец", т.е. нет ребенка без матери, очень точно передает характер развития ребенка, взаимообусловленность матери и ребенка. Какими же качествами, по мнению Винникотта, должна обладать достаточно хорошая мать? Прежде всего, она должна правильно держать ребенка на руках (холдинг в узком смысле), должна обладать способностью к отзеркаливанию (отражению) и контейнированию.

Отзеркаливание – это отражение матерью эмоционального состояния ребенка, оно может происходить в разных модальностях, т.е. мать может отражать эмоции ребенка и мимически, и телесно, и голосом и т.д. Этот процесс очень хорошо описан современным психоаналитиком Д. Стерном[6].

Контейнирование – это способность матери удерживать, сохранять и перерабатывать деструктивные импульсы ребенка, возвращать их ребенку не сразу, а уже в смягченном, переработанном виде, тем самым означивая и открывая ребенку человеческий смысл его аффектов.

Таким образом, в процессе взаимодействия с младенцем мать приобретает или актуализирует новые для нее самой, социально важные качества, т.е. развивается как мать и как воспитатель (развивается ее роль матери).

Ребенок с момента рождения является социальным существом. С первых дней жизни ребенка любые, даже телесные акты, которые связаны с пищеварительными и выделительными процессами, являются ОГЛАВЛЕНИЕм общения матери и младенца. Первым ярким ответом на взаимодействие с матерью (или замещающим значимым взрослым), подтверждающим, что ребенок усвоил первые формы социального поведения, является улыбка ребенка на лицо взрослого. Эта первая социальная улыбка является взаимной и знаменует собой важнейшую веху в социальном развитии ребенка[7].

Следующим очень важным моментом, подтверждающим, что семья справляется с выполнением своей задачи первичной социализации, что развитие ребенка идет успешно, а его отношения с близкими развиваются и переходят на новый уровень, является появление привязанности.

Автором теории привязанности является английский психолог Дж. Боулби. Привязанность Дж. Боулби характеризует двояко – это и эмоциональная связь ребенка с матерью (объектом привязанности), и особая форма поведения ребенка по отношению к объекту привязанности, направленная на поиск близости и защиты[8]. (Подробнее о формировании привязанности см. в гл. 9.)

Процесс формирования привязанности начинается с момента рождения, а приблизительно к 7–8 месяцам можно говорить о том, что первичная привязанность сформирована. Теперь никакой близкий взрослый не может полноценно заменить ребенку мать, поэтому вынужденная разлука с матерью во вторые полгода жизни оказывается более травматичной для ребенка, чем в первые полгода. Формирование привязанности является принципиальным этапом в социальном развитии, так как привязанность является основой для развития отношений с другими людьми в дальнейшем и во взрослой жизни, делает возможным установление интимных, дружеских и супружеских отношений. Если у ребенка не сформирована привязанность, в жизни он с большой вероятностью обречен на одиночество и проблемы в сфере интимности.

Формирование привязанности сопряжено с появлением у ребенка новой эмоциональной реакции, новой формы поведения – это так называемая тревога восьмимесячных[9]. В тревоге восьмимесячных, которая возникает обычно в промежутке между 6 и 9 месяцами, можно выделить два связанных между собой феномена – это тревога отделения (сепарационная тревога), которая появляется, когда мать или другой заботящийся о ребенке человек уходит, и "боязнь незнакомца". "Боязнь незнакомца" и сепарационная тревога являются очень важными показателями и социального развития ребенка, обретения им социальной компетентности – способности к дифференциации людей на своих, кто защитит, и тех, кто может нести угрозу, т.е. эта эмоциональная реакция является очень важным регулятором социальных отношений и ориентиром в формировании социального поведения[10].

На протяжении первого года жизни ребенок постепенно отделяется от матери. Создать условия для этого отделения – функции матери и семьи. В первые недели после рождения мать полностью сосредоточена на ребенке. Она старается удовлетворить все его потребности, но постепенно она, и бессознательно, и сознательно, начинает фрустрировать некоторые потребности ребенка. И здесь важно еще одно качество "достаточно хорошей матери" – способность чувствовать меру этой фрустрации, чтобы она не была слишком частой или сильной, не была разрушительной для ребенка.

Таким образом, выходя из состояния всемогущества, ребенок постепенно начинает ориентироваться в реальности. Выражая плачем, мимикой, голосом или иным способом свои потребности, он приходит к их осознанию, осознанию себя.

Тревожная мать, которая слишком чувствительна к потребностям ребенка, предвосхищает и удовлетворяет их еще до того, как ребенок их проявил, не дает ребенку возможности выразить и осознать себя, препятствует формированию сильного "Я".

Если мать с помощью других членов семьи справилась со своими задачами, она обеспечивает ребенку чувство "базового доверия к миру" (Э. Эриксон). Таким образом, семья создает ребенку условия для полноценного психического и личностного развития, формирования доверия к миру, в этом ее главная задача на первом году жизни.

Но, как мы видели, на протяжении этого года мать изменяется и развивается сама. Она выходит из состояния первичной сосредоточенности на ребенке и становится способной предоставить ему необходимую меру свободы. У нее развивается способность к отзеркаливанию, контейнированию, которые позволяют "Я" ребенка не разрушаться, усиливаться, формировать внутренний образ себя и матери (или замещающего лица). Таким образом, мать на протяжении первого года жизни ребенка обретает новый опыт, "социализируется", усваивает нормы, правила и модели материнского поведения, она развивается как родитель. На протяжении первого года происходит и "социализация" отца как родителя. Став отцом, он берет на себя ответственность за семью, за ребенка и жену, т.е. он занимает новую социальную позицию. Прежде всего, он становится защитником, посредником между семьей и внешним миром. Эта новая позиция заставляет его по-новому осознать себя, изменяется его образ-Я, изменяется его взгляд на отношения со своим отцом, образ своего отца.

Чтобы обеспечить нормальное развитие диады "мать – ребенок", отец должен создать условия, в которых жена ощущала бы эмоциональный и физический комфорт. Помогая жене в уходе за ребенком, отцы открывают в себе новые, доселе неизвестные им самим качества. В этом отношении поразительный материал дает книга М. Эпштейна "Отцовство"[11]. Некоторые современные "новые отцы" встраиваются в "диаду" уже на стадии беременности и родов, и здесь важно, чтобы они не начали выступать в материнской роли, а выполняли бы именно свою, отцовскую функцию.

Исследования последних лет показывают, что в период младенчества отцы являются не только опосредующим звеном между матерью и внешним миром, но они непосредственно влияют на взаимодействие матери и ребенка, внося в него новые аспекты. Уже на первом году жизни ребенка строятся триадические отношения (мать – отец – ребенок), отношения в триаде имеют свою специфику и являются важным условием развития ребенка. Нормальное функционирование триады следует отличать от дисфункциональной триангуляции, вовлечения третьего во взаимоотношения для решения своих проблем.

Описанные нами процессы относятся к нуклеарной семье, состоящей из отца, матери и ребенка. Рассмотрим, что происходит с членами расширенной семьи, т.е. семьи, в которую входят прародители или другие родственники, когда у молодой пары появляется первый ребенок. Если для прародителей в семье это первый внук, то они начинают осваивать новые для себя роли бабушки и дедушки, а следовательно, осваивать новые паттерны взаимодействия, новые для них правила поведения (поведение бабушек и дедушек), иные способы выражения эмоций и чувств, решают новые для себя задачи.

Бабушка и дедушка начинают по-новому осознавать себя, в них появляются новые качества – такие нежность, бескорыстная любовь к новому существу, такая самоотверженность, которые они в себе часто и не подозревали. Перед ними возникают новые задачи: помогать и поддерживать молодых родителей, в частности, поддерживать эмоционально. Появляется стремление создать благоприятный эмоциональный климат в семье, умение уйти на второй план, но при этом быть готовыми к помощи в любую минуту. Они должны преподнести молодым родителям уроки мудрости, терпения, принятия. Принятие, терпение и любовь, по нашему мнению, это главные качества бабушек и дедушек, именно в них состоит уникальность прародительских ролей.

Рождение внука (внучки) приводит к тому, что прародители начинают по-новому позиционировать себя в социуме, они уже не просто супружеская пара – они бабушка и дедушка. Рождение ребенка приводит и к переоценке внутрисемейных отношений, отношений членов семьи друг к другу. Так, зять или невестка начинают оцениваться с точки зрения их отношения к своим родительским функциям, способности их выполнять. По-новому распределяются семейные обязанности, они наполняются новым ОГЛАВЛЕНИЕм, следовательно, другую конфигурацию приобретает и экономическая функция семьи.

В расширенной семье на этапе рождения у молодой пары первого ребенка изменяется иерархия функций семьи – на первое место выходят функция воспитания ребенка (ее выполняют родители), функция эмоциональной поддержки (как правило, именно на бабушек и дедушек ложится выполнение этой функции), экономическая функция (это функция в первую очередь отца и, часто в наше время, прародителей).

Рассмотрим теперь особенности смешанной семьи как социального института, т.е. семьи, где место одного из супругов занимает другой член семьи, например в семье, созданной в результате повторного брака матери. Если в повторнобрачной семье родится ребенок (т.е. новая семья находится на третьей стадии развития), то отчим начинает выступать в двоякой роли – отчима и отца, он начинает реализовывать новую поведенческую модель, появляются новые правила поведения в семье. Включение мужа в процесс воспитания детей от первого брака матери при одновременном выполнении им роли

родного отца является чрезвычайно сложной проблемой новой семьи. Чтобы быть хорошим отчимом и отцом, он должен постоянно соотносить эти две позицииотчима и отца, т.е. рефлексировать свою позицию, свое поведение и, следовательно, развиваться как родитель.

Рождение общего ребенка в повторнобрачной семье ставит перед семьей не просто новые, но очень трудные задачи, часто приводит к нарастанию конфликтов в семье. Создание и функционирование повторнобрачной семьи – это очень сложный процесс, значительно более сложный, чем создание первой семьи[12].

Обратимся теперь к неполной семье. Что представляет собой неполная семья как социальный институт? Неполная семья – это семья, где в результате развода или смерти отсутствует один из супругов. Чаще всего неполной является семья без отца. В такой семье мать, помимо материнской, вынуждена выполнять и функцию отца. Прежде всего, это обеспечение нормальных экономических и социокультурных условий в семье, т.е. мать усваивает и реализует поведение "кормильца". Но даже если юридически неузаконенный отец ребенка материально обеспечивает семью, но не участвует в воспитании ребенка, именно мать осуществляет функцию воспитания, функцию главы семьи: она принимает основные решения, принимает ответственность за семью, т.е., на наш взгляд, в неполной семье у матери происходит развитие "отцовской" функции, что с неизбежностью должно приводить к деформации функции материнской.

На первом году жизни ребенок в неполной семье еще не сталкивается с возможной негативной реакцией со стороны социума, но, скорее всего, может чувствовать эмоциональный дискомфорт, который транслирует ему мать. Кроме того, в семье именно он реализует "психотерапевтическую функцию" по отношению к матери (выполняет, естественно, неосознанно), т.е. выполняет несвойственную ребенку роль и, следовательно, также неосознанно испытывает эмоциональные перегрузки.