Роль государства в обеспечении конкурентоспособности

Эффективность любой системы управления определяется тем, насколько она охватывает все уровни управления. В России пока "задействованы" низшие и средние звенья - персонал и руководство предприятий, ориентированных на экспорт продукции. Организуемые федеральными органами исполнительной власти конкурсы представляют собой первый опыт участия высших звеньев в управлении конкурентоспособностью. В ряде стран программы повышения конкурентоспособности разрабатываются и контролируются на самом высоком уровне управления государством. Особого внимания заслуживает опыт США. В работе [132] отмечены следующие этапы формирования государственной политики США в области конкурентоспособности:

1988 г. - принятие Конгрессом США закона о торговле и конкурентоспособности;

1988 г. - формирование Национального совета по конкурентоспособности при президенте США;

1994 г. - принятие администрацией президента США Стратегии национальной безопасности США, в которой первый из семи разделов посвящен повышению конкурентоспособности страны.

Федеральным органом, реализующим в США закон о торговле и конкурентоспособности, является министерство торговли США в лице своей администрации по технологиям (АТ). В состав АТ входят: управление по технологической политике; национальный институт стандартов и технологий; национальная служба технической информации.

Управление но технологической политике (УТИ) служит форумом для обсуждения основных вопросов в области конкурентоспособности. В частности, УТП рассматривало рекомендации по решению проблемы увеличивающейся потребности США в квалифицированных специалистах в области информационных технологий; результаты всесторонней оценки конкурентоспособности различных отраслей промышленности страны в целях разработки федеральными исполнительными органами и Конгрессом США мер по стимулированию конкурентоспособности в этих отраслях. Специалисты УТП осуществляют мониторинг научной и технологической политики зарубежных стран с целью определения интересов и позиций промышленности США на мировом научно-технологическом рынке, уровня и путей повышения ее конкурентоспособности.

Вероятно, аналогичные меры должны быть приняты и высшим руководством России. Только задействование всех уровней управления ("вертикали управления") способно поднять рейтинг России по показателю конкурентоспособности производимой продукции и услуг.

Уже много лет в нашей стране дискутируется национальная идея России в нынешнем веке. Попытку поставить точку в этой дискуссии сделал В. В. Путин в своем программном выступлении перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. в рамках предвыборной компании по выборам Президента России. Отвечая на вопрос о своем видении национальной идеи, национальной миссии России в XXI веке, он сказал: "...Можно собираться и дискутировать на эту тему сколь угодно. Вы знаете, я глубоко убежден: мы стоим перед очень серьезным вызовом времени, различные страны и регионы мира очень активно развиваются. Если мы все время будем упоминать о свой тысячелетней истории и говорить о том, как мы богаты природными ресурсами и какими умными мы являемся, и почивать на этих лаврах, мы захиреем окончательно. Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня".

Для реализации идеи, высказанной Президентом РФ, и разработки эффективного механизма повышения конкурентоспособности экономики постановлением Правительства РФ от 03.06.2004 был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.