Роль и функции информационного пространства в современном мире

Создание единого информационного пространства - сложный интегративный процесс. Информационное пространство имеет ярко выраженный социальный аспект и может трактоваться как сфера отношений людей по поводу информации.

Информационное пространство социальных систем включает в себя следующие компоненты.

1. Единицы информационного пространства, генерирующие информацию.

• в СМИ – групповые коммуникаторы (редакции СМИ) и ключевые коммуникаторы (коммуникаторы, непосредственно включенные в редакции СМИ, персонифицирующие информацию данного СМИ);

ньюсмейкеры (англ. newsmaker – букв, "творец новостей") – лидеры общественного мнения (политики, лидеры экономики, представители культурной элиты и др.);

эксперты (интерпретаторы) – специалисты, активно и профессионально работающие с информацией, от их комментариев (интерпретации) зависит характер и форма информационных потоков (политологи, экономисты, социологи и др.);

лидеры мнений – достаточно активные люди, не завязанные на определенные каналы распространения информации, имеющие совокупную потребность в распространении информации (в малых и средних социальных группах);

производители специальной информации (театр, кино, реклама во всех се проявлениях вне СМИ, мода, товары, деньги (в массовых коммуникациях), архитектура и т.п.).

2. Каналы коммуникаций:

формируемые СМИ (печатные, электронные и иные носители);

• каналы межличностных коммуникаций (межличностное общение);

• специализированные – направленные на узкие группы – профессиональные, элитарные и т.п. (специализированные профессиональные издания);

• остальные (товарно-денежные каналы).

3. Области – в социальных системах формируются но определенным социально-психологическим принципам, включаются в определенную сеть (информационные каналы). Области, включенные в определенные каналы в данный момент времени, могут пересекаться; различают также области, не включенные в канал(ы), но находящиеся под влиянием контекста, общего ритма информационных процессов и синхронизирующиеся через вторичные воздействия.

По отношению к информации области (в социальных системах) делятся на:

• генераторы информации (суперноваторы) - 3%;

• новаторы (быстро воспринимают новое от генераторов) - 15%;

• центр (умеренные новаторы/умеренные консерваторы) - 30%;

• суперконсерваторы (практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на все новое) - 15%.

Основные функции, которые выполняет информационное пространство:

интегрирующая: информационное пространство объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов, как отдельных людей, так и целые государства;

коммуникативная: информационное пространство создает особую среду мобильной коммуникации субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен;

актуализирующая: в информационном пространстве осуществляется актуализация интересов различных субъектов деятельности посредством реализации ими информационной политики;

геополитическая: информационное пространство формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений;

социальная: информационное пространство трансформирует состав общества и изменяет характер и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-политических (общественных) отношений во всех сферах – политике, культуре, науке, религии и др.