Роль финансового менеджера в управлении запасами

Общая характеристика запасов. Запасы - важнейшая часть рабочего капитала, где иммобилизуется значительная масса денег, стадия в потоке рабочего капитала, продолжительность которой сокращает количество денежных средств компании.

Каждая торговая фирма, каждое промышленное предприятие закупают товары, сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и в конечном итоге продают произведенную продукцию или перепродают товары. Закупки и продажи, производство и продажи редко сбалансированы в рамках одного учетного периода. Сколько и каких должно быть запасов, каков их оптимальный размер? Как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы? Вот те вопросы, которые составляют предмет внимания финансового менеджера.

Размер запасов зависит от масштабов деятельности. Чем крупней предприятие, тем больше величина запасов. Кроме того, необходимо учитывать число поставщиков, их надежность и отдаленность, производственные мощности, разнообразие клиентов и их постоянство, количество заказов, продолжительность операционного цикла и т.д., а также решения типа "производить или покупать", прогноз цен, ассортимент, число производственных линий, используемые в процессе производства, складские мощности, реальную экономию от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, допустимый риск в обслуживании клиентов и надежности поставок, фактор "подстраховки" (величину страховых запасов) и т.д.

Существует и набор так называемых исключительных правил. Например, если цикл производства длинный, а продукт сложен и дорог для производства, будут очевидно расти запасы незавершенного производства. В этих случаях продукция выполняется на заказ, не залеживается на складе, быстро по мере изготовления отгружается заказчику.

Политика в области запасов готовой продукции - особый фактор, оказывающий влияние на величину запасов. Если есть массовый спрос на стандартную продукцию, предприятие работает не на конкретного потребителя, а па склад: па полках "пылятся" готовые товары. Если конкуренция жесткая, необходимо поддерживать широкий ассортимент товаров. Сезонность производства и потребления, местоположение клиентов, каналы распределения и их география влияют на запасы готовой продукции.

На долю инвестиций в запасы приходится от 20 до 40% совокупных активов средней по размеру промышленной компании. Подобные инвестиции в запасы - обязательное условие равномерной жизнедеятельности любой компании. Запасы готовой продукции позволяют сгладить воздействие колебаний в уровне продаж на производство, а производственные запасы страхуют от дефицита и обеспечивают бесперебойный ритм производства. Отсутствие специальной системы управления запасами приводит либо к их дефициту, либо к переизбытку. И то и другое снижает общую доходность компании. А если учесть значительные издержки запасов, становится очевидно: управление запасами заслуживает особой заботы со стороны финансовых менеджеров.

Управление запасами условно можно разделить па две части. Первая часть - это составление отчетности по запасам и обработка иных данных, связанных с текущем контролем их уровня. Этот круг вопросов, как правило, входит в обязанности сотрудников департамента бухгалтерии. Финансовые менеджеры-бухгалтеры участвуют в выборе, проектировании и последующей реализации систем контроля запасов. Их действия распространяются на всю компанию, а контролер - главный бухгалтер отвечает за неадекватность систем контроля запасов. Вторая часть - это периодический мониторинг запасов. Системы контроля запасов имеют строгие ограничения, и специалисты, оперирующие ими, не всегда осведомлены об общей стратегии руководства. Цели и приоритеты в отношении рабочего капитала могут быстро меняться, и роль запасов должна оцениваться в контексте общей стратегии компании.

Этапы управления запасами. Роль финансового менеджера в управлении запасами обусловлена ОГЛАВЛЕНИЕм этого процесса, который состоит из следующих этапов:

o классификация запасов;

o определение их необходимой величины;

o разработка графика поставок;

o расчет оптимальных партий новых заказов;

o определение минимального и среднего уровня запасов;

o увязка политики в области продаж, запасов и производства;

o организация складирования запасов;

o освоение логистики производства и продаж;

o финансовый анализ потребностей в запасах;

o определение издержек запасов и политики в области цен.

В ходе своей деятельности финансовый менеджер планирует и контролирует текущий уровень запасов, применяя традиционные и широко известные методы управления ими, включая метод "ABC" и специальные системы контроля, без которых управление запасами менее эффективно. Он обобщает практику управления запасами, анализирует проблемы управления ими в контексте общих целей компании, под эгидой которых разрешаются конфликты различных сторон - участников процесса формирования и управления запасами.

Инвестиции в запасы. Определение объема инвестиций в запасы есть следствие планирования производства с учетом прогноза продаж. Запасы на конец любого периода определяются с учетом запасов на начало периода плюс закупки и производство на протяжении периода и минус продажи. Отклонения от планового уровня запасов есть результат либо отклонений объема закупок или производства от плановых величин, либо отклонений фактических продаж от прогнозных, либо сочетания всех факторов вместе взятых.

Каждая хозяйственная единица обычно нуждается в операционном плане, в основе которого заказы, прогнозы продаж и планируемые изменения в запасах. В управлении запасами необходим мониторинг и сопоставление фактического уровня производства и продаж с планами и прогнозами. Делать это нужно для того, чтобы можно было вносить своевременные корректировки по мере изменения рыночной конъюнктуры.

Классификация запасов. Финансовый менеджер в первую очередь обязан интересоваться общими вопросами состояния совокупных запасов. Но не менее важно контролировать их структуру. Совокупные запасы компании делятся на три компонента: производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты), запасы незавершенного производства (запасы в сфере производства) и запасы готовой продукции. Запасы в сфере производства объединяют производственные запасы и запасы незавершенного производства.

Классификация запасов - исходный пункт управления запасами. Метод, который используется для классификации запасов, называется методом "ABC". Идея этого метода проста: запасы разделяются на три класса:

o класс "А" объединяет все виды запасов, которые требуют постоянного внимания, т.е. фактически ежедневного контроля со стороны финансового менеджера;

o класс "В" включает виды запасов, подвергающиеся контролю не реже одного раза в месяц (или в квартал);

o класс "С" - это все то, что не требует к себе внимания чаще чем раз в год.

В класс "А" попадает лишь до 5% всей номенклатуры запасов, класс "В" охватывает больше всего запасов - до 80% и в класс "С" попадает не более 20% запасов. Таким образом, наблюдать и контролировать ежедневно нужно лишь 5% всех запасов в компании.

Хорошего финансового менеджера волнует, какими правилами нужно и можно пользоваться при классификации запасов. Как их разделить?

Одно из правил гласит: "К классу "А" относятся виды запасов, на долю которых приходится самый высокий процент продаж. Класс "В" включает запасы, использующиеся больше всего. К классу "С" относятся запасы, использующиеся в наименьшей степени".

Сегодня к классу "А" принято относить запасы, общая стоимость которых оставляет около 50% всей стоимости реализованной продукции, а к классу "С" - виды, составляющие менее 5% этой стоимости, соответственно, все остальное принадлежит классу "В".

Актуальность такой классификации запасов не вызывает сомнений. Вспомним веселую историю, когда вице-президент по финансам одной из крупных американских компаний выступил перед национальной ассоциацией бухгалтеров, избрав неожиданную форму. В руке он держал инвентарный список' одной из фабрик компании, включающий продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Ее стоимость составляла 1 млн долл. Другой список он расстелил в проходе зала, он содержал продукцию, которая не пользовалась спросом и тоже стоила 1 млн долл.

Список в руке был длиной 60 см, а список на полу вытянулся во весь проход...

Если в компании не применяется метод "ABC", ее ждет либо чрезмерное бумаготворчество, либо потеря контроля над запасами.

С другой стороны, за счет концентрации внимания менеджеров на нескольких сотнях (вместо многих тысяч наименований запасов) компания сразу же выходит на высокий уровень контроля и способна осуществлять качественный мониторинг запасов.

Классификация запасов - это основа применения упрощенных, зато совершенно реальных схем управления ими.

Издержки запасов имеют сложную структуру. В их составе четыре основные статьи:

o издержки содержания (складские издержки);

o издержки управления;

o административные издержки;

o издержки финансирования. Под издержками финансирования понимается альтернативная стоимость инвестиций, которая определяется как безрисковая ставка процента плюс премия за риск. В целом издержки запасов колеблются в диапазоне от 15 до 40%.

Запасы как инвестиционный проект. Инвестиции в запасы можно толковать как инвестиционный проект. Финансовому менеджеру необходимо определить уровень инвестиций, который максимизирует чистую приведенную ценность. Для примера рассмотрим запасы готовой продукции. Их наличие дает возможность обслуживать клиентов быстро и качественно. Если товары можно отгрузить и выставить на оплату в момент получения заказа, финансовый выигрыш очевиден. Кроме того, качественно обслуживая клиентов, компания может рассчитывать на повышение объема продаж и более высокую цену. Запасы готовой продукции служат также буфером между производством и продажами, позволяя выпускать товары партиями разумного размера вне зависимости от объема заказов, поступающих от клиентов. В итоге сокращаются издержки производства. Наличие запасов готовой продукции не вызывает сомнений. Вопрос лишь в том, чтобы формировать и поддерживать оптимальный уровень этих запасов: оптимальный с точки зрения финансирования, уровня обслуживания потребителей, затрат на производство и издержек содержания самих запасов.