Лекция 7. РОЛЬ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• проблемы социализации младшего школьника;

• межличностные отношения и их многоуровневую структуру;

• общество сверстников как фактор воспитания ребенка;

• признаки и функции учебно-воспитательного коллектива;

• законы и принципы развития детского коллектива;

• стадии развития детского коллектива;

• современные взгляды педагогов-исследователей на проблему формирования и особенности развития детского коллектива;

уметь

• намечать приоритеты воспитательной работы с детской группой исходя из конкретных условий;

• обоснованно выбирать методы, приемы, формы и средства работы с группой младших школьников;

• осуществлять педагогическое сопровождение самовоспитания школьника;

владеть

• навыками установления связи между особенностями взаимоотношений в детской группе и характером работы воспитателя;

• навыками работы с коллективом;

• навыками организации сотрудничества детей, поддержания их активности и инициативности;

• основами самоанализа и самообразования в области воспитательной работы с группой младших школьников.

Понятие коллектива, его виды и функции

В педагогической теории коллектив рассматривается, прежде всего, как средство, помогающее воспитателю формировать личность воспитанника. Еще в 1920-х гг. исследователи отмечали, что коллектив не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте (Π. П. Блонский, С. Т. Шацкий). А. С. Макаренко рассматривал коллектив как "инструмент прикосновения к личности". Такое понимание коллектива сложилось в советской педагогике благодаря деятельности и разработке проблемы в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, из исследований 1960–1970-х гг. (Т. Е. Конниковой, И. П. Иванова, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, И. Б. Первина, М. Д. Виноградовой и др.). В 1980-е гг. идеи коллективного воспитания получили дальнейшее развитие в практике и теории, разработанной Ю. П. Азаровым, В. А. Караковским, В. А. Кан-Каликом и другими учеными и практиками. Учеными-педагогами признается, что коллектив может многократно усиливать воздействие педагога, служить средством и "гимнастическим залом" для упражнения в правильном поведении (А. С. Макаренко) и стимулировать полезную деятельность и положительные поступки детей.

Концептуально противоположной является индивидуалистическая педагогика, исходящая из предпосылки, что коллектив подавляет личность. Воспитание направлено не только на развитие индивидуальности, самобытности ребенка, но главным образом на его обособление от других. Эта идея реализована, например, в теории экзистенциализма. Иногда гиперболизированное понимание коллективизма в СССР приводило к негативным воспитательным эффектам. Поэтому в 1990-х гг. прошлого века в нашей стране произошел отказ от коллективисткой педагогики в пользу индивидуалистической. Однако полученные воспитательные эффекты, а также изменение социально-экономических условий страны привели к тому, что сегодня общественно значимым признается развитие индивидуальности ребенка в условиях детских сообществ (И. З. Гликман, П. Д. Никандров).

Коллектив (от лат. collido – объединяю, collectivus – собирательный, указывающий на объединение людей – организованная группа детей, объединенных общими целями, совместной деятельностью и общением, близкими или схожими ценностными ориентациями, взаимной ответственностью.

Поясним определение, акцептируя внимание на отдельных признаках коллектива.

Коллективом называется не любая детская группа, а обладающая определенными признаками.

Так, цель имеется у любой группы людей (пассажиров электрички, зрителей в театре), однако коллектив характеризуется обязательно общественно значимой целью.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение общих целей. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.

Важным является положение теории коллектива о межличностных связях и отношениях в нем. Эти отношения основаны на деловом сотрудничестве и объединяют воспитанников как членов одной социально-психологической общности; они могут носить избирательный характер, быть основаны на взаимной симпатии, заинтересованности и дружбе.

Признаком коллектива является сходство ценностных ориентаций и характера ведущих отношений членов группы. Это позволяет формировать общественное мнение – важный инструмент воспитания, а также систему традиций и перспектив группы.

Перечислим виды детских коллективов. Исходя из времени функционирования детские коллективы бывают постоянными и временными, например учебный класс, отряд в лагере отдыха или творческие группы; исходя из характера деятельности – разнообразной деятельности и одного вида деятельности. Например, учебный класс или отряд и кружок; исходя из места функционирования – школа, организация дополнительного образования, по месту жительства; исходя из возрастного состава – одновозрастные и разновозрастные.

Функции – то, что позволяет воспитателю использовать коллектив в качестве средства воспитания. Основные функции коллектива:

• организационная – коллектив представляет собой организованную группу детей, которой значительно легче управлять;

• воспитательная – коллектив является носителем идейно-нравственных убеждений;

• стимулирующая – коллектив регулирует поведение и взаимодействие своих членов, устанавливает неписанные правила.

Функции коллектива определяют его сущность: коллектив – это школа социального опыта детей, а именно:

• сфера самоутверждения, самореализации и самовоспитания ребенка. Поскольку в коллективе он может сопоставить самооценку с оценкой коллектива, скорректировать свои качества, понять и проявить индивидуальность;

• среда общения детей;

• гарантия защищенности его членов.