Роль аудита в бухгалтерском деле

В бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов отражены данные учетных регистров. Учетные регистры бухгалтерского учета, в свою очередь, формируются на основании первичных документов, которые подтверждают тот или иной факт финансово-хозяйственной деятельности организации. Аудит ведения бухгалтерского учета и отчетности заключается прежде всего в проверке соблюдения требований нормативных документов, действующих в Российской Федерации. Кроме того, аудитор может использовать некоторую внеучетную информацию, к которой можно отнести сведения, содержащиеся в протоколах общих собраний акционеров, актах оценки имущества и других документах.

Следовательно, аудитор проверяет обоснованность сведений первичных документов, регистров синтетического и аналитического учета (включая регистры налогового учета), отчетности, полагаясь при этом на требования законодательно-нормативных, организационно-учредительных документов и внеучетную информацию.

Один из видов аудита – внутренний аудит осуществляется в целях совершенствования и повышения качественного уровня организации внутрихозяйственного учета и контроля. Таким образом, в отличие от внешних, внутренние аудиторы являются постоянными контролерами и консультантами бухгалтерского аппарата организации.

Если рассматривать технологию учетного процесса, то можно обратить внимание на то, что на первом этапе ведут текущее наблюдение, измерение и регистрацию фактов хозяйственной деятельности, т.е. формируют первичную информацию для ее последующей обработки. На втором этапе производятся систематизация и подготовка учетных сведений, содержащихся в первичных документах. Третий этап заключается в подготовке бухгалтерской отчетности.

Роль аудиторов велика на каждом из этапов бухгалтерского учета. Уже на первом этапе аудитор может указывать клиенту на нарушение действующего законодательства в отношении оформления первичных документов, а также вообще на их наличие в организации. Очень важно оформить первичный документ таким образом, чтобы он содержал все необходимые реквизиты и мог быть принят к бухгалтерскому учету. В соответствии с рекомендациями и требованиями аудитора могут существенно корректироваться данные учетных регистров и показатели бухгалтерской отчетности.

Из всех стадий бухгалтерского учета часто выделяют еще одну специфическую – анализ деятельности организации по данным учета и отчетности. Анализ деятельности организации целесообразно осуществлять с использованием показателей бухгалтерской отчетности, достоверность которых подтверждена аудитором. Примечательно, что очень часто анализом финансового состояния организации аудиторы по предварительной договоренности с клиентом завершают свою проверку. Проведение анализа может являться одной из функций внутренних аудиторов организации.

Основные нормативные акты бухгалтерского учета устанавливают необходимость представления аудиторского заключения в составе годовой бухгалтерской отчетности тех организаций, которые должны проводить обязательный аудит. Это требование также подтверждено письмом Минфина России от 18.02.2003 № 16-00-13/01 "О составе представляемой годовой бухгалтерской отчетности".

Во всех случаях обязательного аудита аудиторы обязаны подготовить письменную информацию руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Данные, содержащиеся в письменной информации, приводятся с целью доведения до руководства сведений о недостатках в бухгалтерском учете и внутреннем контроле, которые могут привести к существенным ошибкам в отчетности. В письменной информации отражаются также предложения аудиторов но совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Письменная информация должна быть адресована руководителям или собственникам экономического субъекта и подписана аудиторами, проводившими аудит.

По итогам проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации, содержащий требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности.

Экономический субъект, который подлежит обязательному аудиту, может в своих интересах оказывать существенное влияние на условия аудиторской проверки посредством выбора аудиторской организации, а также посредством составления договора на проведение аудита. В договоре он может предусмотреть пункты, интерпретация которых особенно ему интересна.

Как показывает практика, выбор аудитора или аудиторской организации преимущественно осуществляется по рекомендации третьих лиц или информации, полученной из рекламы. Стараясь обеспечить качество и надежность аудиторской работы, экономические субъекты должны обратить внимание на следующие характеристики аудиторских фирм и показатели их деятельности:

• членство в саморегулируемой организации;

• степень ответственности за качество аудита;

• продолжительность работы на рынке аудиторских услуг.

Также следует учитывать те характеристики, которые особенно важны для аудируемого предприятия:

• репутацию аудиторской фирмы;

• численность персонала и его опыт;

• наличие наиболее крупных клиентов;

• уровень цен на услуги;

• возможность предоставления скидок постоянным клиентам.

В свою очередь аудиторы и аудиторские фирмы в целях снижения аудиторского риска также стараются избирательно подходить к своим клиентам. Как правило, для аудитора имеет значение:

• характер отрасли, в которой осуществляет деятельность клиент;

• трудоемкость и сложность аудита;

• состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• частая смена аудиторских организаций;

• частая смена бухгалтерских работников;

• ОГЛАВЛЕНИЕ прежних аудиторских заключений;

• взаимоотношения с налоговыми органами, банками, акционерами и другими пользователями финансовой отчетности экономического субъекта;

• способность выполнить работу с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и др.

Очевидно, что избирательный подход клиентов к аудиторам и аудиторов к потенциальным клиентам позволяет принять правильное решение о возможности и целесообразности взаимного сотрудничества сторон, прояснить отдельные вопросы организации предстоящей аудиторской проверки.

Взаимоотношения между аудитором и клиентом регулируются договором на проведение аудита, который представляет собой договор возмездного оказания услуг. От четкости его составления зависит качество проверки, качество взаимоотношений сторон.

Отдельные рекомендации для аудиторов в отношении содержания договора на проведение аудита предложены в ФСАД № 12 "Согласование условий проведения аудита", утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. В стандарте отмечается, что аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита – документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита, в котором в общем виде прописываются важные моменты аудита.

В содержании стандарта содержится рекомендация о включении в договор или письмо о проведении аудита информации о цели и объеме аудита, обязанностях аудитора, несмотря на то, что эти положения регулируются законодательством РФ. Форма и ОГЛАВЛЕНИЕ договоров оказания аудиторских услуг (писем о проведении аудита), как отмечается в стандарте № 12, для различных аудируемых лиц могут иметь особенности. Однако, как правило, в этих документах указываются:

• цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

• информация о том, что имеется неизбежный риск необнаружения некоторых, в том числе существенных, искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности (в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования, а также ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, и другими свойственными аудиту ограничениями);

• требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

• цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут быть также указаны:

• договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

• право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

• обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;

• обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

• договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

• договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

• договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого и предшествующего аудиторов;

• любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

• информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако существуют обстоятельства, при которых целесообразно составление нового письма:

1) любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

2) любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

3) кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

4) изменения в структуре собственности аудируемого лица;

5) значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

6) требования законодательства РФ.

В случае если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Необходимость взаимодействия аудиторов с бухгалтерским аппаратом, руководством и другим персоналом экономического субъекта обусловлена требованиями Закона "Об аудиторской деятельности". Обратимся к некоторым правам и обязанностям сторон, которые закреплены в Законе. Так, в π. 1 ст. 13 Закона "Об аудиторской деятельности" отмечается, что аудиторы имеют право получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе проверки вопросам. При этом возможен отказ аудитора от проведения проверки или выражения мнения о достоверности отчетности в случае непредставления всей необходимой ему документации.

В свою очередь проверяемый экономический субъект обязан (п. 2 ст. 14 Закона "Об аудиторской деятельности") создавать аудиторам условия для своевременного и полного проведения проверки, оказывать им в этом содействие, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц. Им запрещено предпринимать какие-либо действия в целях ограничения подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки вопросов, но предоставлено право получать от аудиторов информацию о законодательных и нормативных актах, на которых основываются их выводы. Очевидно, что прежде всего аудиторам приходится общаться с бухгалтерским аппаратом экономического субъекта. Достижение цели аудита, т.е. выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, возможно только посредством тщательного исследования учетных регистров, использованных для подготовки отчетности, и первичных документов, на основании которых были сделаны записи в учетных регистрах. В связи с этим аудитора в первую очередь интересуют данные бухгалтерского учета, и, как следствие, работники бухгалтерии являются наиболее востребованными при проведении проверки и обязаны предоставить по запросам аудиторов любую информацию и любой документ.

При этом между бухгалтерским персоналом и аудиторами обмен информацией имеет место не только при непосредственном проведении аудита, но и на завершающей его стадии, т.е. при формулировании выводов и подготовке аудиторского заключения. Данное обстоятельство также подтверждается требованием закона, которое состоит в обязанности аудируемого лица оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для выполнения отдельных задач в процессе проверки аудитору могут потребоваться разъяснения от руководителя экономического субъекта, который несет ответственность за организацию бухгалтерского учета. В процессе проверки аудиторы тесно взаимодействуют не только с бухгалтерским аппаратом и руководством организации, но и со службой внутреннего аудита. Вопросы такого взаимодействия регулируются ФПСАД № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", который утвержден постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Примечательно, что аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, представление информации руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

Взаимодействие аудитора и клиента имеет свои особенности в случае, если проверка проводится в условиях компьютерной обработки данных. Компьютерная обработка данных (КОД) имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка учетной информации. Особенности аудита в условиях КОД вызваны некоторыми особенностями организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля (наряду с традиционными первичными учетными регистрами используются документы на машиночитаемых носителях, постоянные справочные показатели хранятся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях, вместо традиционных способов счетоводства может использоваться машинно-ориентированная форма и др.) и регулируются соответствующим российским стандартом аудиторской деятельности.

Экономический субъект обязан обеспечить аудитору необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение этого условия может рассматриваться как ограничение объема аудита, вследствие чего аудитор может потребовать представления документов на бумажных носителях информации, но далеко не все регистры бухгалтерского учета копируются на бумажные носители. Аудитору при проведении проверки в условиях КОД следует иметь представление о программном, математическом и другом обеспечении компьютерной техники. Если аудитор не имеет для этого необходимых знаний, он может воспользоваться услугами эксперта, которым может быть и специалист аудируемого предприятия. Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе КОД экономического субъекта, отразив в нем следующие данные: организационную форму обработки данных, краткую характеристику программного обеспечения КОД, форму бухгалтерского учета, участки учета в системе КОД и др. Аудитор, осуществляя проверку в условиях КОД, должен производить оценку надежности системы внутреннего контроля клиента и влияния на эту надежность функционирующей системы КОД.

Аудиторскими доказательствами при проведении аудиторских процедур в условиях КОД служат данные, полученные в самой системе КОД клиента. Рабочие документы, формируемые аудитором, могут существенно отличаться от обычных рабочих документов. Их следует хранить в аудиторской организации обособленно в архиве аудиторских файлов на машинных носителях. При проверке аудитору следует убедиться в том, что регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета, а также отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения. Аудиторские процедуры в условиях КОД могут быть как машинно-ориентированными, так и ручными. Машинно-ориентированные процедуры могут включать программные средства, используемые аудитором для проверки содержания компьютерных файлов экономического субъекта, а также контрольные примеры для тестирования алгоритмов КОД.