Роли и компетентности социального психолога-практика

Социальный психолог-практик в силу специфики своей деятельности может играть различные роли в его взаимоотношениях с клиентом.

Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продукт деятельности эксперта – заключение.

Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для систематического "курирования" какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем. При выполнении роли консультанта (и эксперта) психолог-практик использует проектирование какой-то ситуации в организации или помощь конкретному лицу.

Учитель – человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг – это один из видов активного социально-психологического воздействия. Тренинг в широком смысле – это обучение. В качестве своего инструмента/метода тренинг использует ролевую игру и групповую дискуссию. Для примера можно привести тренинг делового общения, целью которого является развитие компетентности в ситуации делового общения.

Исследования Т. Ю. Базарова в области организационного консультирования позволили выявить необходимые практическому социальному психологу группы компетентностей: методическая компетентность, профессиональная (специальная) компетентность, социальная компетентность[1].

Методическая компетентность включает владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методами и техниками обучения, воздействия на индивида и группу в учебном процессе. Методическая компетентность необходима прежде всего при проведении обучающих мероприятий: тренингов, семинаров, деловых игр. Практическому психологу крайне важно уметь найти подход к клиенту, формулировать свои мысли на его языке, быть услышанным, правильно понятым, убедить в своей правоте.

Профессиональная (специальная) компетентность подразумевает владение специальными знаниями: знанием теоретических основ, практики деятельности, существующих проблем и способов решения[2]. Профессиональная компетентность важна в любой профессии. В практической социальной психологии она приобретает дополнительную роль, становясь фактором, обеспечивающим доверие клиента.

Социальная компетентность означает прежде всего социальную зрелость личности самого психолога, наличие у пего определенных этических принципов, личного опыта, а также навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов. Социальный психолог-практик призван своим поведением – профессиональной этикой, коммуникативной компетентностью, внешним видом – профессиональной самопрезентацией, а также качеством своей жизни в целом – социальной успешностью, психологическим благополучием быть примером для клиента. В противном случае вопрос целесообразности консультирования и профессиональной компетентности специалиста становится дискуссионным.