Ритуалы и праздники митраизма

Ранее уже отмечалась посредническая функция Митры. Как посредника его призывают во время жертвоприношений, к нему обращались с мольбой о богатстве, силе, победе, благосостоянии, мудрости и познании того, что приносит счастье.

Митре приносили в жертву белое животное, дикий рис, выращенный на необработанной земле, кипяченое молоко, мясо, сваренное на пару. Собственно митраическим жертвенным животным был петух – символ утренней зари и солнца, небесного огня, посланника, возвращающего начало дня, проводника солнца как в годовом, так и в суточном циклах.

Существует в митраизме представление о бессмертии, которое во многом связывают со священным напитком хаомой. Хаома – растение, напиток, из него приготовлявшийся, и одноименное божество. Хаома, согласно митраизму, гарантирует бессмертие для верующих, устойчивый порядок в обществе и космосе. Это – напиток богов. Наиболее полное представление о хаоме содержится в Младшей Ясне и Михр-яште. Высказано много гипотез относительно растения, из которого приготовляли хаому (конопля, ревень, эфедра, мухомор). Уже древние иранцы приготовляли этот напиток из сока растения эфедры (хвойник) и смешивали с молоком. Хаому сначала замачивали в воде. Затем жрец совершал несколько обходов вокруг ступки, декламируя при этом строфы из Младшей Ясны. Затем хаому толкли в ступке. Выжатый сок смешивали с молоком и ячменными зернами, оставляя на брожение на несколько дней. Питье хаомы оказывало возбуждающее действие. Считалось, что он делает воинов бесстрашными. По преданию, сам пророк Заратуштра был зачат родителями после того, как они испили хаому. По Авесте, хаома нисходит с небес на землю в виде дождя и проникает в растение. Потом возвращается на небо, и ее пьют боги. В зороастризме хаома посвящена Ахура-Мазде, а в митраизме еще и Митре.

При приготовлении хаомы всегда читалась молитва "Ахуна-Варья", означающая буквально "Как Господь наилучший". Авторство этой молитвы приписывается пророку Заратуштре. Значение "Ахуна-Варья" для зороастрийцев и митраистов часто сравнивают со значением молитвы "Отче наш" в христианстве. Верующий в этой молитве заклинает бога, чтобы утвердилась его воля и наступило его царствие. Молитвы в честь Митры совершались от зари до полудня. Митре был посвящен 16-й день месяца. В этот день читали гимны в его честь и честь солнца.

Существовали в митраизме и праздники. В основном они опять же были посвящены Митре. По древним обычаям в праздник Митры сам царь должен был всенародно совершить танец и начать всеобщее веселье. Главный праздник митраизма проходил 25 декабря в День возрождения Солнца – возрождения доброго пастыря Митры, начинающего новый календарный круг. В этот день все семь родов митраического жречества совершали богослужение, во время которого изображалось таинство космогонического рождения солнца. Митра появлялся из золотого яйца, плававшего в водах. Параллельно с этим его представляли богом, вырвавшимся из хтонической скалы. Известны изображения Митры в виде ребенка, вырастающего из камня с факелом в руках. Второе важнейшее празднество совершалось во время весеннего равноденствия. Солнце в этот момент входило в зодиакальное созвездие Быка, и священнодействие отражало принесение его в жертву.

В митраизме зафиксировано представление об умирающей и воскресающей природе. Митраисты считали, что во время весеннего равноденствия солнце вступает в знак Быка, и его кровь, как плодотворная сила природы, льется на землю. В период осеннего равноденствия солнце вступает в знак Скорпиона. Теперь производящая сила природы исчезает. Вот почему на некоторых изображениях Митры иногда появляется скорпион, грызущий тело быка. Во время принесения быка в жертву митраисты были обязаны съесть по куску жертвенного мяса.

Сохранилось множество древневосточных изображений Митры на рисунках, статуях. Чаще всего его изображали в виде человека с головой льва или убивающего быка. В Дура-Европос находился храм, посвященный Митре. Здесь роспись изображает охоту Митры, сопровождаемого священными животными. Митру в большей части представляли молодым человеком в восточном костюме. Одним коленом он придерживает поверженного быка, откинув ему голову левой рукой, а правой вонзает в его шею нож. Собака, змея и скорпион пьют кровь, струящуюся из раны быка. Картину по обеим сторонам основной фигуры дополняют изображения луны и солнца. Этот барельеф, хранящийся η Британском музее, указывает на символическую связь быка с жертвоприношениями и обрядами очищения. На памятниках в честь Митры изображались диск солнца, палица и бык как символы высшей творческой деятельности и жизненной силы.

В митраизме собака – священное животное. Собака охраняет скот. Авестой предусматривается специальное наказание за увечья, нанесенные собаке, или ее плохое кормление. В "Видевдате" написано: "Кто нанесет стерегущей скот собаке ушиб, или отрежет ей ухо, или порежет ей ногу, а из-за этого вор или волк незаметно утащит из стада скотину, тот должен вред тогда искупить: искупить наказанием за умышленно совершенное ранение собаки" (Видевдат. 13.10.). Однако и собака должна была понести наказание, если она покусала человека.

Собаке отводилась большая роль, так как она своим взглядом изгоняла дэва смерти Пасу. Духа смерти представляли в облике отвратительной мухи, прилетающей с севера, чтобы завладеть душой умершего человека и тем самым осквернить его. Наиболее действенным средством против Пасу считался взгляд желтой четырехглазой собаки (с пятнами над глазами).

Существовали и другие священные животные: еж, истребляющий мышей; ящерица, уничтожающая муравьев; лиса, поедающая грызунов и насекомых; выдра, поедающая лягушек. Их иногда называли собаками, скорее всего, по характеру питания.

В честь Митры совершались различные культовые действия, большей частью в подземельях. До сих пор археологи находят остатки миграических алтарей. Находились они в скалах, называемых скалистыми Митрами. Митраические культы в значительной степени заимствованы из зороастрийской религии. Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали, как покойника, а ночью его изваяние клали в каменный гроб. Утром вынимали и пели прославляющие Митру гимны. Здесь ясно прослеживается распространенное в Египте, Месопотамии, Финикии представление о смерти и воскресении богов, символизирующее умирание и воскресение природы.

В честь Митры ели хлеб и пили вино или сладкое питье, что означало предвкушение митраистами блаженства в будущей жизни. Этот обряд схож с обрядом причащения в христианстве.

Митраические святилища находились в подземельях, пещерах и в каждом была лестница в семь ступеней, по которой входили в обитель блаженства, и там проходило посвящение. Число семь было священным в митраизме, как, впрочем, во многих религиях Древнего Востока. Считается, что сам Зороастр посвятил Митре пещеру, на стенах которой изображались все знаки Зодиака, символы стихий, например пламя огня (встречающееся наиболее часто), а также рисунки кровопролитных битв, что отображало политические реалии того времени.

Кандидата для посвящения подвергали многочисленным обрядам очищения посредством огня, воды, холода, бичевания. Зимой и в стужу посвящаемые ходили без теплой одежды и обуви, жили уединенно, сходились только для совершения обрядов. В митраизме существовало 80 видов испытаний. Испытания заканчивались постом в 50 дней. Все испытания следовало вынести глубоко в подземелье, где испытуемый был осужден на постоянное безмолвие и совершенное уединение. Иногда это приводило к тому, что испытуемый лишался рассудка. Кто выдержал испытания, тот удостаивался величайших почестей. В знак принадлежности к мистериям ему давали эмблемы солнца и луны. Его снабжали талисманом, чтобы он был готов к борьбе со всеми вредоносными силами, вызванными злыми духами для преграждения ему пути. Введенный во внутреннее помещение, он очищался водой и огнем, после чего проходил степени посвящения. Прежде всего его взору открывалась бездна, над которой он стоял; здесь малейший неверный шаг мог привести к падению. Идя ощупью по лабиринту темной пещеры, он вскоре видел священный огонь, который сверкал в глубине и освещал его путь. При этом кандидат постоянно слышал отдаленный рев зверей, вой волков, рычанье львов, яростный и грозный лай собак. Внезапно отворялась дверь, и он оказывался в логовище диких зверей. Жрецы, наряженные львами, тиграми, леопардами, медведями, волками, другими лютыми зверями, нападали на него со свирепым ревом. В этих сражениях посвящаемый подвергался большой опасности, мог получить достаточно тяжелые ранения.

Далее испытуемый переходил в другую пещеру, где царствовала мгла, слышались грозные раскаты грома и непрестанно сверкала молния. Чтобы кандидат немного оправился, его вели в другое помещение, где звучала успокоительная музыка. Когда он выражал готовность подвергнуться следующим испытаниям, немедленно появлялись три жреца, и один из них бросал ему на грудь живую змею как знак перерождения. Змея во многих поверьях, в том числе и в митраизме, служила символом вечности. Далее отворялась дверь потаенной комнаты, откуда вырывались стоны и крики отчаяния. Обернувшись в ту сторону, откуда раздавались звуки, он видел все ужасающие муки нечестивых. Потом испытуемый надевал мантию, на которой изображались знаки зодиака. Занавесь скрывала его от всех взоров. Но, когда она открывалась, он оказывался в окружении страшных грифов. Если мужество не изменяло ему как и при других испытаниях, его приветствовали "Львом Митры", что означало намек на знак зодиака, когда солнце достигает своей самой большой силы. Далее его проводили сквозь извилистый лабиринт, состоящий из семи обширных сводов, по которому он достигал святилища, ярко освещенного и сиявшего золотом и драгоценными камнями. Здесь его встречали поздравлениями, взяв обещание хранить тайну посвящения.

Мистерии изображали переход от мрака к свету, символически выражали идею избавления от зол и бед жизни. Такие таинственные мистерии были распространены во всех провинциях Малой Азии, Армении, Капподокии и держались вплоть до IV в. н.э. Многие христианские учителя, в частности Тертуллиан, находили в митраических обрядах сходство с христианскими таинствами. В связи с этим митраизм был одним из самых грозных соперников христианства. Сходство дополнялось тем, что в митраизме существовало крещение, которым снимались грехи прощаемого, и он мистическим образом приобщался Митре. При этом приносили в жертву хлеб. Одновременно прощаемому намазывали руки и язык медом, чтобы предотвратить в дальнейшем проникновение грехов в душу и тело человека.

В митраизме было представлено сословие жречества. Существовало семь уровней жрецов. Первый уровень – Ворон, оглашающий – вестник солнца. Он свидетельствовал о солнце всем, кто находился за пределами храма, т.е. непосвященным. Второй – Молодожен, символизирующий мистическое бракосочение душ людей, входящих в храмовый притвор, с Митрой. Третий – Воин, олицетворение тягот посвящаемого, дисциплины адептов солнца. Четвертый – огненный, очищающий Лев. Пятый – Перс, держащий в руках серп и косу, по всей видимости, являющийся одним из судей загробного мира. Шестой – Гелиодром, посланник солнца, возница с ореолом из солнечных лучей и факелом, выводящим души посвящаемых из преисподней. Наконец, седьмой уровень – Отец, земное воплощение верховного божества. Лицезрение его было равносильно лицезрению Митры. Он имел серп сатурна, фригийский колпак, посох и перстень – тайные символы высшей мудрости.

Митраизм повлиял на многие религиозные и философские системы, в частности на манихейство с его дуализмом добра и зла, а косвенно – и на христианство.