Риски "зависания" информации

Кризисная ситуация в политической кампании может возникнуть, когда появляются серьезные помехи в коммуникационных процессах и главные идеи политической кампании, подготовленные информационные продукты не доходят до адресата. В этом случае субъект управления лишается главного рычага воздействия на массы, а, следовательно, задуманные планы не могут быть реализованы в полном объеме, что делает неминуемым серьезное отклонение от поставленной цели.

Основными факторами риска "зависания" информации являются:

• во-первых, "информационная блокада", организуемая находящимися у власти политическими силами, когда руководству СМИ, типографиям дается указание не пропускать ваши материалы и не тиражировать ваши рекламные листовки и плакаты. И хотя в демократическом обществе гарантируются равные права на информацию всем легально действующим политическим силам, но тем не менее у тех, кто находится у власти, нет-нет да и возникает желание включить административный ресурс и не допустить политического оппонента к основных коммуникационным каналам;

• во-вторых, политические взгляды и предпочтения журналистов, руководства СМИ, типографий. В этом случае ограничение доступа к коммуникационному каналу осуществляется не по указке сверху, а по убеждению. Журналист не хочет освещать мероприятия той политической силы, к которой он не испытывает симпатий, редактор газеты ищет благовидный предлог для отказа от публикации вашей рекламы, потому что он не разделяет изложенные в этом рекламном материале принципы и т.п.;

• в-третьих, действия политических противников, которые портят или срывают ваши плакаты, создают препятствия в работе разносчиков агитационных листовок, мешают вашему оратору выступать перед публикой и т.п.

Случай из практики

"Политолог Джон Заллер... изучил выборы в палату представителей конгресса США, в ходе которых имело место то, что он назвал “пробелами восприятия”, – избиратели с большой степенью вероятности могли получать агитационные послания одного кандидата, но не получали их от другого. Заллер выяснил, что в таких случаях избиратели часто изменяли собственной партии, чтобы голосовать за кандидата, который чаще появлялся в средствах массовой коммуникации. Доля подобного отступничества могла достигать 70%))[1].

Предвидеть риски "зависания" информации можно путем изучения специфики тех конкретных каналов, которые вы намереваетесь задействовать в ходе политической кампании. Речь идет о выяснении политических симпатий журналистов и руководства печатных изданий и теле-, радиопередач, о знакомстве с общей политической ситуацией в регионе и о степени зависимости СМИ от властей. Если ситуация складывается не в вашу пользу, то можно обеспечить тиражирование рекламной продукции за пределами данного региона, использовать другие каналы, например центральное телевидение вместо местного канала телевещания и т.п.

Риски финансового обеспечения

Любая политическая кампания нуждается в финансовом обеспечении, но далеко не всегда механизм этого обеспечения функционирует бесперебойно. Оптимальный вариант – когда политические технологи планируют политическую кампанию, исходя из гарантированного бюджета. Однако в ряде политических кампаний приходится иметь дело с бюджетом, формируемым "на ходу". Это касается, прежде всего, электоральных кампаний, когда сбор средств в избирательный фонд кандидата или партии продолжается практически на протяжении всего срока предвыборной борьбы. В этом случае приходится составлять тактический рисунок политической кампании исходя из предполагаемых финансовых возможностей. Если нужные средства не удается все-таки собрать, то возникает опасность срыва ряда мероприятий, в том числе имеющих ключевое значение для успеха кампании.

Основными факторами рисков финансового обеспечения являются:

• во-первых, резкое изменение ситуации на экономических и финансовых рынках, создающее проблемы для потенциальных спонсоров (резкое падение (повышение) цен, изменение кредитных ставок, девальвация (ревальвация) и т.д.)• В случае возникновения угрожающей для фирмы ситуации она вряд ли будет вкладывать средства в политическую кампанию;

• во-вторых, спонсору может не понравиться команда технологов, ведущая политическую кампанию, или разработанная ими стратегия и тактика, и он откажется вкладывать обещанные средства в мероприятия, которые, с его точки зрения, малоэффективны;

• в-третьих, не следует исключать и возможное политическое давление, которое может быть оказано на те коммерческие структуры, которые ранее высказали желание помочь оппозиционным политическим силам.

С целью минимизации рисков финансового обеспечения необходимо максимально диверсифицировать источники финансирования. Необходимо таким образом выстраивать политику фандрайзинга, чтобы исключить зависимость хода политической кампании от одного спонсора. Конечно, это пожелание не относится к лоббистским кампаниям, опирающимся на поддержку вполне определенной группы интересов, и к кампаниям, финансируемым из фонда политической партии или государственного учреждения. Однако для всех политических кампаний целесообразно заранее подготовить несколько планов мероприятий. Первый, базовый, план должен включать в себя те акции, которые можно проводить исходя из пессимистической оценки ресурсов, т.е. с учетом только тех финансовых, материальных возможностей, которыми реально распоряжается субъект управления. Каждый последующий план включает дополнения, которые позволяют наращивать активность в информационном пространстве по мере поступления дополнительных финансовых ресурсов.

Риски, связанные с личностью позиционируемого политика

Успех избирательных и имиджевых политических кампаний во многом зависит от тех людей, в чью поддержку они организуются. Политик может заболеть, и тогда ломается весь график запланированных мероприятий, где он должен общаться с населением. Политик может не выдержать серьезных психологических перегрузок, впасть в депрессию, и тогда он не сможет себя держать должным образом перед телекамерами и на публике. Наконец, он вдруг может заупрямиться и отказаться следовать правилам игры, разработанным технологами для его политической кампании. В любом подобном случае возникает серьезная угроза для успешного завершения политической кампании.

Среди факторов, обостряющих риски, связанные с личностью позиционируемого политика, можно назвать следующие:

• во-первых, физическое и психическое здоровье политика. Надо иметь в виду, что хронические заболевания могут обостряться в периоды резкого психологического напряжения;

• во-вторых, некоторые особенности его темперамента, характера, некоторые склонности и привычки. Например: холерику труднее контролировать свои эмоции; упрямство как черта характера заставляет человека придерживаться тех принципов, которые уже показали свою неэффективность; склонность к алкоголю может сыграть роковую роль в самый критический момент политической кампании;

• в-третьих, репутация политика. Чем больше пятен на репутации, тем труднее приходится политическим технологам в работе над его имиджем;

• в-четвертых, действия политических конкурентов, стремящихся максимизировать все ранее названные факторы, т.е. вывести политика из равновесия, заставить его делать неверные шаги, обличить его перед публикой и т.д.

Для минимизации рисков, связанных с личностью позиционируемого политика, необходимо прежде всего получить о нем всестороннюю информацию. Это поможет, во-первых, разработать такую концепцию убеждающей коммуникации, которая отвечала бы, с одной стороны, ожиданиям населения, а с другой – оптимально подходила бы самому политику как сложившейся личности; во-вторых, заблаговременно подготовиться к возможным атакам политических противников.

Командные риски

Выработка и реализация управленческих решений в политических кампаниях всегда осуществляется группой людей, командой. И если в этой команде хотя бы часть усилий будет потрачена на выяснение внутренних отношений, на разбор конфликтных ситуаций, если команда окажется неспособной быстро и эффективно решать встающие проблемы, то почти наверняка в управленческом процессе начнутся сбои, а упущенные возможности и время сразу же обеспечат определенные преимущества политическим соперникам.

В основе командных рисков обычно лежат просчеты, связанные с подбором кадров, неумением эффективно организовать работу членов команды, создать единый командный дух. В некоторых случаях действительно бывает трудно найти профессионалов в области организации и проведения политических кампаний, но все-таки главные факторы командных рисков лежат в недостаточно высоком уровне профессионализма менеджеров, осуществляющих руководство политической кампанией.