Римская литература конца республики

К началу II в. до н.э. социальные противоречия римского общества резко обостряются. Назревают длительные кровавые гражданские войны, завершившиеся падением республики и установлением в первой половине I в. до н.э. монархии.

Римская литература конца республики характеризуется большими художественными достижениями, появлением новых жанров, отмечена деятельностью таких крупных классиков, как Гай Луцилий, Цицерон, Юлий Цезарь, Лукреций и Катулл.

В середине I в. до н.э. Гит Лукреций Кар (93-55 гг. до н.э.) создал поэму "О природе вещей". Он - вдохновенный певец жизни, разума, материализма. В поэме увлеченно раскрывается сложный мир науки и страстно утверждается передовая воинствующая материалистическая философия античности - эпикуреизм.

В строгих и звучных гекзаметрах воплощаются просветительские идеи в художественной форме, наиболее понятной и доступной для современников. Лукреций не только великий мыслитель, но и поэт, "свежий, смелый, поэтический властитель мира" (К. Маркс).

В метафорических картинках поэт-мыслитель ясно и полно раскрывает свое мировоззрение - мысли о мире, жизни и человеке. Исходя из представлений о множественности миров, о вечности и бесконечности Вселенной, об атомистическом строении материи, Лукреций слагает гимн величию творческого разума человека. В то же время в поэме развернута уничтожающая критика религии. Он, сознательный пропагандист естественнонаучной атомистической теории, утверждал, что вся природа, все неистощимое многообразие мира суть бесконечные комбинации мельчайших неделимых частиц-атомов. Лукреций приходил к пониманию идеи о сохранении материи, переходе ее из одного состояния в другое, не оставляя места идее бога, когда весь душевный мир личности формируется при помощи чувств, под воздействием всемогущей природы. Допуская существование богов в мировом пространстве, Лукреций с подлинно просветительским пафосом разбивал предрассудки и суеверия, в невежестве видел причины всех бедствий на земле. Главное для поэта - творческий разум, помогающий человеку понять тайны мира. Особенно плодотворна идея бесконечного прогресса человечества: пафос научного познания соединяется в поэме с вдохновенными картинами грядущего.

"О природе вещей" - один из немногих римских философских памятников поэзии, сохранивших силу своего эмоционального воздействия до нашего времени.

Крупнейшим лирическим поэтом конца I в. до н.э. был Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.), выходец из состоятельной семьи. Жил в Риме, являвшемся в то время центром круга поэтов-неотериков, республиканец, типичнейший римлянин эпохи гражданских войн с разорванным кризисным самосознанием.

Его творческое наследие насчитывает 116 стихотворений на самые разные темы. В некоторых из них воздавалась хвала друзьям и их деяниям, другие посвящались жизненным впечатлениям и размышлениям самого автора, злободневным тревогам (язвительные ямбы, направленные против Цезаря и его сторонников). Особой известностью и популярностью пользовались любовные стихотворения Катулла, полные страсти и поэтической выразительности и представлявшие собой историю пережитой любви к Клодии, прекрасной, но легкомысленной женщине, воспетой под именем Лесбии. Стихотворения, повествующие о счастливых минутах, ревности, размолвке; примирении и окончательном разрыве ("люблю и ненавижу"), являются единственными в своем роде в римской литературе. Превосходно также латинское подражание Катулла Сафо. Естественность и свежесть языка, подлинное и страстное чувство, нежность и в то же время язвительность, острота и непримиримость полемического напора захватывают новизной. Творчество Катулла оказало значительное влияние на мировую поэзию.