Резюме

• Международная торговая политика – это нормы, традиции и обычаи, созданные мировым сообществом государств и уполномоченными на это международными организациями, направленные на регулирование, координацию и сотрудничество в области всемирной торговли. Одновременно речь идет о сложившемся комплексе взаимодействия стран. В этой области действует целая система международных организаций, имеющих целями сглаживать противоречия между странами, осуществлять координацию и сотрудничество, вырабатывать общие универсальные нормы наднационального и многостороннего характера. Особое место в них занимают такие организации, как ВТО, МВФ, целый ряд организаций ООН и другие институты, в том числе G-8 и G-20, роль которых несколько возросла в ходе недавнего глобального кризиса, предлагающего определенные решения для международных организаций и национальных правительств.

• Каждая страна вырабатывает свою национальную внешнеэкономическую политику, которая направлена на стимулирование внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи – это составная часть системы МЭО, включающая весь объем торговых, производственно-промышленных, научно-технических, финансовых, интеллектуальных и иных связей страны, в том числе, в области перемещения рабочей силы, деловых и туристских путешествий и т.д. Все эти связи и отношения образуют сложный глобальный комплекс, который именуется международным торгово-экономическим сотрудничеством. Центральным звеном этой системы выступает международная торговля товарами и услугами; выдающееся место в ней стали занимать инвестиции. Вся эта сложная система является объектом воздействия внешнеэкономической политики стран.

• Для понимания предмета международной торговли необходимо освоить понятийный аппарат, знать разные формы и виды как самих международных и внешних связей, так и тех определений, которые образуют специфический словарь специалиста, связанного с внешними экономическими операциями, в том числе различного рода деловыми операциями и сделками с иностранными партнерами. Не менее важно знать систему международных организаций, которые формируют базу международной политики.

• Любая зарубежная операция формируется и осуществляется под воздействием различного рода регуляторов (правил), которые определяют возникновение конкретных отношений (связей) в результате торгово-экономической сделки. Они имеют разную природу и источник возникновения, но главное – это активное государственное регулирование внешних связей. Поэтому всегда необходимо учитывать государственную внешнеэкономическую политику и знать ее основы, как комплекс деятельности государства в рассматриваемой области.

• В России весь этот сложный комплекс внешних связей регулируется соответствующим законодательством, принятым еще в 1991–1993 гг., на главном этапе трансформации страны. В последующие годы в принятые законы были внесены определенные изменения, был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Базой внешнеэкономического и торгового регулирования в России является таможенно-тарифная система и политика государства в этой области, центральным элементом которой служит Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" и Таможенный кодекс РФ, утвержденный Федеральным законом от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. С образованием Таможенного союза (Россия – Казахстан – Белоруссия) российская законодательная база в области таможенно-тарифного регулирования была адаптирована к новым условиям. Государство часто прибегает также к использованию инструментов нетарифного регулирования, например, на базе Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Часто применяются количественные ограничения через введение квот и лицензий. В качестве инструмента протекционизма широко используется налоговая политика, повышение ввозных пошлин и пр. Так, в период кризиса 2008–2010 гг. были приняты неоднозначные меры по повышению ввозных пошлин на подержанные автомобили, а также ряд иных протекционистских действий. Следует отметить, однако, что такого рода действия правительств имеют конъюнктурный характер, обусловлены конкретной ситуацией и, как правило, действуют до исчезновения форсмажорных обстоятельств.