Резюме

• Интеграция в Западной Европе отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Это единственная в мире интеграционная группировка, которая последовательно прошла в своем развитии практически все стадии интеграции вплоть до стадии формирования единого экономического и политического образования.

• Поступательное движение интеграции в Западной Европе обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система не имеет аналогов в истории и представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования. Усложненность и многоступенчатость институциональной структуры ЕС необходима для того, чтобы добиваться выполнения поставленных перед ним целей главным обратом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкуренция, энергетика, таможенный союз).

• Анализ характеристики экономического положения Европейского Союза в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений позволяет утверждать, что ЕС-28 на современном этапе является могущественной группировкой с макроэкономическими показателями, превосходящими такие ведущие экономики мира, как США, Китай, Японию. В то же время различия экономического развития стран внутри региона замедляют темпы роста ЕС, снижают его качественные характеристики.

• Ключевым направлением последних лет является активное участие ЕС в международной торговле. По ряду товарных позиций доля ЕС в мировом экспорте превышает 50%. Развиваясь, первый в истории интеграционный блок существенно увеличил свой удельный вес в мировом производстве товаров и услуг. Почти четверть мирового валового продукта производится на предприятиях 28 стран ЕС, а удельный вес Евросоюза (с учетом внутрирегиональной торговли) составляет около 40% международного торгового обмена.

• Процесс углубления интеграции в Европейском союзе привел к изменению экономических связей (и, прежде всего, торговых), которые превратились во внутренние, регулируемые наднациональными органами. Трансформация торговых связей привела к увеличению внутрирегиональной торговли за счет снижения доли торговли с третьими странами.

• В то же время различия экономического развития стран внутри региона замедляют темпы роста ЕС, снижают его качественные характеристики. Несмотря на ускоряющийся процесс интеграции (создание таможенного союза, единого внутреннего рынка, евро-зоны) европейский регион не является гомогенным образованием, а в странах – членах Евросоюза до сих пор не существует четкой единой социальной, энергетической, сельскохозяйственной, научно-технической политики. Имеется еще очень много проблем, о чем наглядно свидетельствует анализ статистических данных.

• После вступления в ЕС стран-"новобранцев" процессы углубления интеграции распространяются на всю новую территорию Европы. К сожалению, слишком велик качественный разброс между странами – участницами Евросоюза, что создает определенные проблемы и мешает дальнейшему расширению блока. Еврозона становится структурой, объединяющей меньшинство участников ЕС, причем итоги референдума в Швеции, надолго закрывшего путь к вступлению страны в ЭВС, почти наверняка отодвинут сроки введения евро в двух других странах – Великобритании и Дании. Динамику ЕС в ближайшие годы можно представить следующим образом: 2015–2020 гг. – Болгария и Румыния вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония завершают переходный период и, возможно, также присоединятся к ЭВС; в ЕС вступают Сербия и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина.

• Все это время институтам ЕС придется решать задачу координации макроэкономической политики трех групп государств: членов ЭВС, участников единого внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессу реального взаимодействия трех десятков стран, который, по сути, начинается заново и займет, видимо, не меньше трех десятилетий. Цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.

• Можно выделить четыре основные группы проблем ЕС: кризис в странах-членах; определение степени ответственности государств – членов ЕС за проводимую в них экономическую и социальную политику в рамках ЕС; преодоление сложившихся центрально-периферийных отношений в рамках ЕС; формирование долгосрочной стратегии развития ЕС.

• Можно выделить три основных тренда развития ситуации в ЕС: ужесточение бюджетной дисциплины; углубление интеграционных связей посредством не только валютного, но и бюджетного и налогового союзов; переход на инновационный путь развития, увеличение расходов на НИОКР, работа над освоением альтернативных источников энергии.