Резюме

• ГАТТ, созданное в 1947 г. как промежуточный этап на пути создания Международной торговой организации, стало (вплоть до 1995 г.) базовым многосторонним соглашением по международной торговле товарами. Являясь элементом системы послевоенных бреттон-вудских организаций, ГАТТ нацелено на либерализацию межстрановых товарных потоков. Это соглашение включает в себя основные правила и исключения из правил международной торговли, а также совокупность статей (соглашений), касающихся отдельных сторон внешнеторговой деятельности стран-участниц.

• На восьмой конференции министров в рамках ГАТТ (Уругвайский раунд) принято решение о создании ВТО – преемницы ГАТТ. В отличие от ГАТТ, ВТО характеризуется иным правовым статусом, более широким кругом ведения, разветвленной организационной структурой, урезанным льготным режимом для экономически слабых стран, в том числе ужесточением процедуры временного освобождения от ранее принятых обязательств.

• Основной тенденцией развития ВТО является курс на дальнейшую либерализацию международной торговли и на расширение круга ведения. ВТО – развивающаяся организация, однако ее адаптация к изменению соотношения сил в мировой торговле недостаточна. Ее трансформация происходит на фоне жесткого противостояния групп стран с разными внешнеторговыми интересами. Провал третьей Конференции министров в Сиэтле (ноябрь 1999 г.), пятой Конференции в Канкуне (сентябрь 2003 г.), сложности шестой, седьмой и восьмой Конференций иллюстрируют эту борьбу. При значительной асимметричности мировой экономики постепенно возрастает значение развивающихся стран. В течение XX в. их удельный вес в мировом товарообороте нарастал, и к началу XXI в. превысил треть. Одновременно с этим возрастает консолидация переговорных позиций этих стран. Они требуют инкорпорации в правовую систему ВТО, принятого в итоге Токио-раунда в рамках ГАТТ "Дифференцированного и более благоприятного режима в отношении развивающихся стран". В соответствии с ним развивающиеся страны берут на себя обязательства, соразмерные их возможностям и интересам. Развивающиеся страны требуют либерализации Соглашения по сельскому хозяйству, так как именно в этой сфере их продукция наиболее конкурентоспособна и встречает наибольшие препятствия при доступе на рынок развитых стран, прежде всего за счет внутренней поддержки национальных фермеров и экспортных субсидий, то есть за счет экспортного демпинга. Наиболее сложным направлением переговоров является модернизация Соглашения по сельскому хозяйству.

• Развивающиеся страны делают акцент на проблеме "внутренней гласности" ВТО. Почти половина стран-членов, особенно наименее развитые страны, в действительности не принимают участия ни в заседаниях рабочих групп, ни в принятии окончательного решения. Они не имеют постоянного представительства в Женеве, нс имеют достаточного финансирования и квалифицированных кадров. Решение принимают ведущие страны мировой торговли в так называемой "зеленой комнате". Это подрывает демократические основы функционирования ВТО.

• Развитые страны заинтересованы в расширении сферы деятельности ВТО путем разработки правовых норм, регулирующих торговлю и инвестиции, торговлю и конкурентную среду, торговлю и экологию. Взаимосвязь между торговлей и инвестициями предполагает развитие Соглашения о торговых аспектах инвестиционных мер и Соглашения по торговле услугами в рамках проблем коммерческого присутствия. Это круг вопросов, касающийся универсализации и либерализации трансграничного перемещения прямых иностранных инвестиций. В их рассмотрении непосредственно заинтересованы ТНК. Торговля и конкурентная политика касаются выработки правовых положений в отношении картельной практики частных предпринимателей. Либерализация внешней торговли со стороны государства и его структур сопровождается усилением картельного протекционизма. Предполагается уточнение правил и норм торговли услугами, в особенности определения чрезвычайных защитных мер, правительственных закупок и субсидий в сфере услуг.

• Усиление противостояния промышленно-развитых и развивающихся стран, сложность достижения многостороннего компромисса приводят к возрастанию роли двусторонних и региональных торговых договоренностей.