Резюме

• Формирование цены на товар — это сложнейший процесс, управляемый не только силами конкуренции на свободном рынке, но и собственниками производственно-торговых систем, армадами работников, буквально "выколачивающими" высокие цены. Поэтому нужно хорошо знать не только теорию вопроса, но и те аспекты реальности, которые формируют цену на товар или услугу.

• Международные цены находятся в сфере влияния действий правил ВТО, что оказывает на них существенное влияние. Тарифы и пошлины — главный регулятор цен на товар на мировых рынках. Тарифная политика — один из главных инструментов регулирования внешней торговли и элемент торговой политики государства. Очень сильное влияние на ценообразование оказывают компании, которые формируют "ценовой фон" независимо от конкуренции (через сговоры, картели, тайные альянсы и т.д.).

• Цены на мировом рынке формируются более сложным образом, чем на национальных рынках, прежде всего в силу следующих причин: различная степень государственного вмешательства в экспортно-импортные операции компаний — производителей; разнообразие и множественность рынков; возрастание цен при экспорте продукции; наличие существенных расхождений в практике установления фиксированных и изменяющихся цен; различия в стратегиях ведения конкурентной борьбы компаниями на внешних рынках.

• Решения, связанные с ценообразованием, как правило, должны учитывать колебания валютных курсов в тех странах, в которых действуют фирмы, осуществляющие торговые операции. Мощное влияние на ценообразование оказывают факторы инфляции. Тем не менее цена на товар, несмотря на возрастание неценовых методов конкурентной борьбы, является органическим фактором, оказывающим прямое воздействие на конкурентоспособность фирмы и, в частности, на ее способность осуществить вхождение в систему мирового рынка.

• Фактор "свободных цен" в целом действует на развитых рынках, на которых конкурентные силы, несмотря на существование ограничительных мер в области национального законодательства, все в большей мере ориентируются на международные стандарты, устанавливаемые ВТО или в соответствии с его рекомендациями. При этом очевидны преимущества тех фирм, которые используют эффект масштаба производства, высокое качество обслуживания и т.д.

• В ценовой практике находят конкретное выражение методы и формы традиционного протекционизма — пошлины, тарифы, экспортные субсидии, здесь применяются демпинг, различные формы государственного контроля. Наиболее типичный пример государственного влияния на ценовую практику — регулирование цен на нефть со стороны ОПЕК, хотя эту форму регулирования не совсем правильно относить к "государственной", поскольку она имеет характер межгосударственного контроля и при этом не непосредственно над ценами, а над объемами добычи нефти. Другая сторона примера, связанного с ценами на нефть на мировых рынках, — иллюстрация связи этого вопроса, во-первых, с мировой политикой крупных держав; во-вторых, с динамикой внутренней политики, ее преломлением в свете интересов общества. Государство постоянно должно учитывать последствия своей внешнеэкономической политики, ее отражение на внутренней ситуации.

• Воздействие на мировые цены в отношении важнейших видов стратегического сырья — мощный инструмент для приобретения дополнительных источников прибыли, что часто переплетается с большой политикой, международными отношениями, интересами государств. Это хорошо иллюстрируется политикой в области движения цен на нефть.

• По оценкам Всемирного банка, из-за роста цен на продовольствие и топливо лишь в 2008— 2009 гг. в нищете оказались от 150 до 185 млн человек, и эти цифры непрерывно возрастали в течение всего 2010 г. По оценкам Доклада специалистов Всемирной продовольственной программы ООН, численность хронически голодающих в мире превысила в 2009—2012 гг. показатель в 1 млрд человек. В результате этого около половины мировых достижений в деле борьбы с голодом оказались сведены на нет. Согласно прогнозу ряда международных организаций, страны с низкими доходами столкнутся в ближайшие годы с ухудшением внешнего платежного баланса в связи с сокращением спроса на экспортируемые ими товары, а также вследствие ряда других причин, включая европейскую рецессию, замедление темпов роста экономики Китая, неопределенность ситуации в ЕС и США и др.