Результаты обучения

Если обучение в подростковой школе будет строиться но описанным выше принципам, то его результатом могут стать следующие базовые (ключевые) компетентности.

1. В области предметных знаний они станут инструментальными, т.е. ученик будет в состоянии пользоваться ими для того, чтобы:

– вычислять взаимозависимые параметры системного объекта;

– сбалансировать, взаимосогласовывать разные процессы при изменениях объекта;

– манипулировать со сложными зависимостями;

– определять и задавать условия сохранения и превращения сложных объектов;

– решать задачи в нестандартных условиях;

– строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования.

2. В области понимания (мышления) – позиционное видение изучаемых объектов, а также умение соотносить разные знаковые формы описания, выражающиеся:

– в умении переводить одни знаки в другие (алгебраические в геометрические и т.п.);

– умении фиксировать смысловые изменения при смене знаковых форм.

3. В области действия – умение преобразовывать собственный способ действия, выражающееся:

– в умении строить ситуации проверки суждения;

– умении достраивать ситуацию действия до полноты условий его выполнения;

– умении ограничивать суждения условиями рассмотрения объекта;

– умении определять условия возможности достижения результата и ограничения достижений в зависимости от условий действия.

4. В области коммуникации – способности к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающиеся:

- в умении привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению;

– умении понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей;

– умении оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни.

Итак, все изложенные выше рассуждения о подростковом возрасте, судьбе учебной деятельности, изменении ее содержания позволяют сформулировать следующие требования к обучению и учению подростка (эти требования представляют собой пока развернутую гипотезу о возможном устройстве подростковой школы в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова):

1. Организация обучения подростка должна учитывать достигнутый к концу 5-го (6-го) класса школы уровень учебной самостоятельности детей: их способность контролировать и оценивать свои действия, умение отделять известное от неизвестного, работать с отражающей моделью, строить для себя программы коррекции и т.п. Вместе с тем нельзя переоценивать способность подростка к пониманию чужих текстов, умение планировать свою индивидуальную учебную работу на большой промежуток времени, ставить самостоятельно учебные задачи и пр.

2. Подростковый этап образования должен стать временем испытаний, проб, экспериментирования, проектирования. Развивающее обучение в подростковом возрасте должно строиться как полагание того пространства возможных достижений, которое предполагает осваиваемый общий способ действия.

3. ОГЛАВЛЕНИЕ учебных предметов подростковой школы должно быть: а) теоретически выстроенным; б) предполагать возможность координации разных предметов на уровне построения и использования моделей; в) предполагать возможность становления позиции – особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений. Подростковая школа должна быть построена событийно, т.е. предполагать особый временной и пространственный режим событий – узловых точек координации разных учебных дисциплин, порождения учебных и других разнообразных детских инициатив.

4. В отдельных узловых точках обучение подростка может достигать своей эффективности за счет появления проектных форм учебной деятельности, которые способствуют, с одной стороны, координации учебных предметов, а с другой стороны, дают возможность использовать освоенные

общие способы действия в нестандартных (практических) условиях.

5. Работу по выстраиванию индивидуальных траекторий движения в учебном материале удобнее проводить в рамках концентрированного обучения. Такая организация учебного процесса способствует развитию учебной самостоятельности и ответственности подростка.

6. Целесообразно сохранить качественные способы оценивания в подростковой школе с переходом на накопительную систему оценок (использование таких технологий как "портфолио"), сокращение роли учителя в контрольно-оценочной деятельности подростков.

7. В подростковой школе должны сосуществовать разнородные пространства, позволяющие подростку включаться вместе с другими и инициативно разворачивать разнообразные общественно-значимые деятельности (в число которых "на равных" входит учебная деятельность).

Подобным образом выстроенное обучение даст возможность использовать ресурсы сферы образования для решения задач подросткового возраста. Подросток сможет выстроить собственную картину мира, преодолев натурализм непосредственного восприятия, стать свободным и ответственным в действии, учитывающем не только перспективу "собственного движения", но и условия, в которых оно осуществляется.