Резерв на ремонт основных средств

Целью создания данного резерва является обеспечение равномерного списания соответствующих затрат и оптимизация налогообложения прибыли. Резерв формируется по всем собственным основным средствам. Формировать резерв только по одному из нескольких объектов (например, по основному средству, требующему дорогостоящего (особо сложного) ремонта) налоговым законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ затраты на ремонт основных средств (как текущий, так и капитальный) включаются в состав текущих расходов организации, а расходы на модернизацию, реконструкцию или техническое перевооружение соответствующих объектов, увеличивают их первоначальную стоимость, списываются на расходы через амортизацию (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Отчисления в резерв на ремонт необходимо рассчитать исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в учетной политике для целей налогообложения. Чтобы рассчитать размер отчислений в резерв, необходимо сделать следующее:

o составить смету на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт исходя из периодичности (графика) проведения работ в текущем налоговом периоде ("величина 1");

o определить среднюю величину расходов на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт за предыдущие три года (общую сумму фактических расходов на такой ремонт за предыдущие три года разделить на три) ("величина 2");

o сравнить полученные данные ("величину 1" и "величину 2") и та величина, которая имеет наименьшее значение, и представляет собой предельную сумму отчислений в резерв на ремонт основных средств.

Однако предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен в тех случаях, когда накапливаются средства на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в течение более чем одного налогового периода. Это возможно, только если в течение трех лет, непосредственно предшествующих текущему налоговому периоду, такой капитальный ремонт не проводился ни в отношении объекта, по которому проводятся накопления, ни по аналогичным объектам.

Итак, совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создастся резерв.

Норматив отчислений в резерв относительно совокупной стоимости основных средств рассчитывается по формуле:

НО = ПСО · 100 / СОС, %,

где НО - норматив отчислений в резерв;

ПСО - предельная сумма отчислений

СОС - совокупная стоимость основных средств.

В учетной политике налогоплательщику необходимо отразить норматив, не превышающий значения, полученного в результате этого расчета.

Размер отчислений в резерв в течение календарного года определяется следующим образом:

СОР = НО · СОС / 12,

где СОР - размер отчислений в резерв;

НО - норматив отчислений в резерв

СОС - совокупная стоимость основных средств

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день отчетного (налогового) периода.

Пример

Организация приняла решение о создании в 2013 г. резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Исходя из актов о выявленных дефектах оборудования и графика текущего ремонта основных средств сметная стоимость ремонтных работ на 2013 г. запланирована в размере 30 000 руб.

Сумма фактических расходов на текущий ремонт за предыдущие три года составила:

o в 2010 г. - 23 000 руб.;

o в 2011 г. - 36 000 руб.;

o в 2012 г. - 28 000 руб.

В составе основных средств организации числится лобзиковый станок.

В соответствии с технической документацией и с учетом фактического состояния капитальный ремонт данного объекта запланирован на 2016 г. Стоимость такого ре мота согласно смете - 75 000 руб.

Совокупная стоимость собственных основных средств организации на 1 января 2013 г. составляет 900 000 руб.

За предыдущие три года капитальный ремонт станка не проводился.

Резерв расходов на особо сложный капитальный ремонт станка решено формировать в течение трех лет: с 2013 по 2015 г. включительно.

Отчетными периодами для организации являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Необходимо определить сумму отчислений в резерв.

1. Найдем предельную сумму резерва.

Сметная стоимость текущего ремонта, запланированного на 2013 г., составляет 30 0000 руб. Средняя величина расходов на текущий ремонт за предыдущие три года составляет:

(23 000 + 36 000 + 28 000) / 3 = 29 000 руб.

Поскольку сметная стоимость ремонтных работ превышает среднюю величину расходов на ремонт за предыдущие три года (30 000 > 29 000), предельная сумма резерва определена в размере 29 000 руб.

Сумма финансирования капитального ремонта лобзикового станка, приходящаяся на 2015 г., составляет:

75 000 / 3 = 25 000 руб.

Следовательно, предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт в 2013 г. равен:

29 000 + 25 000 = 54 000 руб.

2. Исходя из совокупной стоимости собственных ОС организации определим максимальный норматив отчислений в резерв, который организация утвердит в учетной политике на 2013 г.

(54 000 / 900 000) · 100 = 6%.

3. Определим сумму отчислений в резерв.

Так как отчетными периодами для организации является месяц календарного года, то в течение 2013 г. расходы в виде отчислений в резерв будут производиться ежемесячно.

(900 000 · 0,06) / 12 = 4 500 руб.

Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

Налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных программ проведения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок имеет право создавать соответствующий

резерв на срок, на который запланировано проведение научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, но не более двух лет. Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной программы проведения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

Смета на реализацию программы проведения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок может включать только затраты, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (работ, услуг).

Предельный размер отчислений в резервы определяется по формуле:

N= I · 0,03 - S,

где N - предельный размер отчислений в резервы;

I - доходы от реализации произведенных товаров (работ, услуг) отчетного (налогового) периода, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

S - расходы непосредственно связанные с НИОКР, т.е. отчисления па формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", в сумме не более 1,5% доходов от реализации.

Порядок признания расходов в виде отчислений на формирование российского фонда технологического развития (РФТР), а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР установлен п. 3 ст. 262 НК РФ. Для признания этих расходов в целях исчисления налога необходимо, чтобы фонд был зарегистрирован в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ. Внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР могут создаваться в федеральных органах исполнительной власти и коммерческих организациях. Расходы в формt финансирования РФТР и иных фондов НИОКР признаются в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) or реализации товаров (работ, услуг) на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода нарастающим итогом.

Сумма отчислений в резерв, включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Если сумма созданного резерва, оказалась меньше суммы фактических расходов на проведение программ, разница между указанными суммами учитывается как расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в течение срока создания резерва, подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления в резерв.