Рейтинг и рэнкинг

О надежности того или иного крупного банка говорит его рейтинг, хотя сам рейтинг не может служить основанием при выборе банка, так как рейтинговые агентства могут давать не совсем корректные оценки — они тоже ошибаются, и довольно часто. Кроме того, присвоение рейтинга довольно дорогая процедура, и не в каждом банке идут на такие расходы. Цена может колебаться от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких миллионов, но можно и сэкономить, если получить рейтинги не у всей "большой тройки" известных агентств, а у одной из скромных агентских организаций этого типа. Однако считается, что в условиях современной нестабильности в международных финансах, несмотря на высокую цену, результаты рейтингования в большинстве случаев оправдывают себя (табл. 14.8).

Таблица 14.8. Сравнение кредитных рейтингов Moody's, Standard & Poor's и Fitch Ratings

Moody's

Standard & Poor's

Fitch Ratings

Значение

долго

срочный

кратко

срочный

долго

срочный

кратко

срочный

долго

срочный

кратко

срочный

Ааа

Р-1

AAA

A-1 +

AAA

F1 +

Максимальная надежность

Аа1

AA+

AA+

Высокая степень надежности

Аа2

AA

AA

АаЗ

AA-

AA-

А1

A+

A-l

A+

FI

Степень надежности выше средней

А2

A

A

АЗ

Р-2

A-

A-2

A-

F2

Baal

BBB+

BBB+

Степень надежности ниже средней

Ваа2

Р-3

BBB

A-3

BBB

F3

ВааЗ

BBB-

BBB-

Ва1

Not prime

BB +

В

BB+

B

Неинвестиционная, спекулятивная степень

Ва2

BB

BB

ВаЗ

BB-

BB-

В1

B +

B+

Высокоспекулятивная степень

В2

в

в

ВЗ

в-

в-

Caal

CCC+

C

ccc

C

Существенный риск, эмитент в тяжелом положении

Саа2

ccc

СааЗ

ccc-

Сверхспекулятивная степень

Са

cc

Состояние дефолта или близко к дефолту. Существует небольшая вероятность выплат

c

С

D

DDD

Состояние дефолта, отказ от выплат по большинству или по всем обязательствам

DD

D

Источник: Составлено по данным рейтинговых агентств Moody's, Standard & Poor's и Fitch Ratings, 2012.

В табл. 14.8 показаны три схожих подхода к измерению надежности любой организации — банка, корпорации, правительства — в части обеспечения ими кредитной способности расплатиться по своим обязательствам с заимодавцами. Эти подходы применяются соответственно тремя названными наиболее известными в мире рейтинговыми агентствами. Походы и методы агентств в "измерении" указанной надежности "клиента", как отмечено выше, в целом идентичны: долгосрочная надежность обозначается Ааа (Moody's) или AAA (Standard & Poor's и Fitch Ratings), краткосрочная надежность — снижением этих обозначений к Аа1 и далее вниз — к Ваа до В1, как это показано в табл. 14.8.

Указанные рейтинговые агентства активизировали свою деятельность уже после развертывания мирового кризиса в 2008 г. Многие аналитики и политики разных стран довольно нелицеприятно критиковали эти организации за то, что они выставляли высокие оценки множеству банков и корпораций, которые быстро и легко обанкротились в 2008—2009 гг. — как оказалось, они были издавна отягощены "мусорными" акциями, но это почему-то оставалось вне внимания рейтинговых агентств. Видимо, агентства хорошо усвоили эту критику и с 2009 г. стали снижать рейтинг за рейтингом крупных банков, корпораций и даже целых стран и их правительств, включая США, Германию и Великобританию, а не только банков Греции, Португалии, Испании, Италии и Франции. Одновременно была поставлена под сомнение способность правительств решать целый ряд сложных проблем, в том числе в области долговой задолженности. Конечно, это вызвало недовольство в деловых и политических кругах этих стран; их стали обвинять в предвзятости, субъективизме, непрофессионализме и т.д. Одновременно европейские политики заявили о необходимости учредить свои рейтинговые агентства. Может быть, есть доля истины в этих суждениях, но в целом деятельность рейтинговых агентств — это необходимое и существенное звено, дополняющее контрольные механизмы над деятельностью международных банков и корпораций со стороны общества и над кредитной способностью правительств. Разумеется, по итогам кризиса этим институтам необходимо укрепить свой аналитический аппарат, в том числе в части подбора высокопрофессиональных аналитиков, не связанных с бизнес-интересами тех организаций, которые они обследуют.

При присвоении рейтингов учитываются количественные позитивные и негативные характеристики банков, включая целостность баланса, прибыльность и управление рисками. В ходе рейтингового анализа также оцениваются качественные факторы, такие как стратегия и качество менеджмента, экономическая и рыночная конъюнктура и вероятные пути развития бизнеса организации в будущем. Окончательные решения о присвоении рейтингов принимаются рейтинговыми комитетами, состоящими из ведущих аналитиков и независимых членов, включая представителей руководства агентства.

Рэнкинги. Кроме рейтингов существуют и рэнкинги, упорядочивающие банки по какому-либо показателю. Рэнкинги в отличие от рейтингов дают меньше возможностей для ошибки, так как при построении рэнкинга сравнивают конкретные статистические данные, а для получения рейтинга оценивают совокупность множества показателей и дают экспертное заключение.