"Революция цен" и ее влияние на социально-экономические структуры разных регионов Европы. Формирование ярусов капиталистической мир-системы

Прилив драгоценных металлов из Нового Света вызвал поразившее европейцев после 1550 г. вздорожание товаров. За одно поколение цены возросли в среднем в три раза. Особенно заметно это было в Испании, где оставалось 40% притекавшего из Америки серебра. Испанцы, несмотря на королевские запреты вывоза звонкой наличности за пределы государства, покупали заграничные товары в других странах, где цены были ниже. Дорогостоящая продукция испанских предприятий не находила сбыта, и многие ремесленные производства с давними традициями пришли в упадок: сукноделие, шелкоделие, металлообработка и даже кожевенное производство, получившее дополнительные сырьевые ресурсы благодаря разведению скота в колониях.

Еще больший ущерб, чем ремеслу, был нанесен испанскому хлебопашеству – вследствие таксации (от лат. Laxatio – количественный предел) цен на зерно. Законодательный потолок зерновых цен в условиях многократного роста цен на маслины и еще больше – на вино привел к сокращению хлебных посевов и замене их выращиванием винограда (муската) и оливок. Многие землепашцы просто забрасывали свои убыточные хозяйства и нанимались батраками к более крепким хозяевам. Другие пополняли ряды горожан, колонистов, солдат, монахов и просто бродяг. Испанское бродяжничество выделило особый тип бомжей-пройдох – пикаро (от исп. picor – "отщипывать"), увековеченных новым литературным жанром – плутовским романом. Упадок хлебопашества сделал страну зависимой от импорта зерна.

"Революция цен" во Франции: стимул для виноделия и рассеянных мануфактур

Скачок в общем уровне цен сопровождался не только страновыми различиями, но и изменением структуры относительных цен, удорожив продукцию одних отраслей сравнительно с другими и удешевив сравнительно с ценами на жизненные средства цену на рабочую силу – заработную плату. Во Франции в течение XVI в. цены на зерно возросли в 5 раз, на вино – в 9 раз, на дрова – в 5 раз, на мужские башмаки – почти в 4 раза, а заработная плата – всего в 1,3 раза.

Королевский юрист Франции Ж. Боден с удовлетворением отмечал, что испанцы свое серебро вынуждены тратить на покупку различных товаров во Франции: вин, плодов, соли, красителей, холстов и полотен, сукон и т.д. Спрос со стороны Испании и ее колоний стимулировал разнообразие сельского хозяйства Франции и специализацию ее областей на различных культурах: винограда, шафрана, льна, конопли; выделение районов с преобладанием скотоводства. Виноградарство сместилось на юг, где росло производство бордо и коньяка, тогда как в северных провинциях – производство яблочного сидра.

Повседневные пищевые продукты как товары с наименее эластичным спросом закономерно росли в цене больше всех; промышленные товары широкого потребления дорожали менее сильно из-за сужения спроса обедневшего населения. Разнообразие растительного и животного сырья и удешевление рабочей силы делали выгодной ее наем. Это способствовало широкому распространению во Франции мастерских вне цехового контроля, когда предприниматель (maitre-fabricant) раздавал сырье и полуфабрикаты для частичной обработки сельским надомникам (прядильщикам, ткачам, кожевникам и т.п.), нередко в городской мастерской организуя окончательную отделку. Более всего французские сельские мастерские производили разнообразные полотна из льна и пеньки (лубяное волокно конопли), находившие обширный сбыт как па внутреннем, так и на внешнем рынках (особенно Испания, ее флот и колонии).