Решения об объеме производства на основе CVP-анализа

Решения об объеме производства осуществляются на основе анализа соотношения затрат, объема деятельности и операционной прибыли (СVP-анализ, cost-volume-profit analyses). Существует множество моделей, основанных на изучение взаимосвязи затрат, прибыли и объема. Рассчитываются модели в натуральном измерении: объем продаж в точке безубыточности (критической точке); объем продаж при заданной операционной прибыли; объем продаж при заданной чистой прибыли (т.е. с учетом налога на прибыль); объем продаж при расширенном ассортименте товаров. Все перечисленные модели могут рассчитываться с использованием денежного измерителя. К. Друри (2007) выделяет экономическую и бухгалтерскую модели расчета точки безубыточности. Обоснование решений на основе анализа соотношения "затраты – объем деятельности – прибыль" называют моделью, из-за многочисленных принимаемых аналитиком ограничений и допущений:

• анализ проводится в области релевантности (область релевантности характеризуется объемом деятельности, при котором поведение затрат условно постоянно или переменно по отношению к объему производства);

• на величину затрат влияет только один фактор – объем деятельности;

• все затраты можно разделить на переменные и постоянные;

• поведение затрат и объема деятельности линейно в пределах области релевантности;

• постоянные расходы не зависят от объема в пределах области релевантности;

• переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему в пределах области релевантности;

• не изменяются продажные цены;

• не изменяются покупные цены на материалы и услуги; производительность труда;

• незавершенное производство отсутствует, стабильно или его изменения незначительны, т.е. объем производства равен объему продаж;

• выпускается один вид продукции.

Последнее допущение затрудняет практическое использование модели. Оно говорит о том, что базовые модели разработаны для предприятий с однономенклатурным производством, что на практике встречается редко. Для того чтобы адаптировать методику анализа безубыточности для предприятий с многономенклатурным производством, вводится дополнительное допущение: критическую точку объема продаж можно рассчитать при неизменной структуре продаж. Рассмотрим методы расчета точки безубыточности.

Анализ точки безубыточности (иначе критической точки, мертвой точки) проводится для определения того объема продаж, при котором предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. То есть точка безубыточности – это объем проданной продукции, при котором прибыль от продаж равна нулю. Ее значение используется в управлении рисками при расчете порога безопасности, при планировании объема продаж.

В анализе используются следующие основные элементы и их обозначения:

S – объем продаж в денежном выражении;

р – продажная цена единицы продукта (услуги);

Q – объем деятельности в натуральном или трудовом измерении (объем производства или объем продаж);

FC – постоянные расходы;

VC – переменные общие затраты (это общая сумма переменных затрат на какой-либо объем, изменяющаяся прямо пропорционально изменению объема деятельности в области релевантности);

vc – переменные удельные затраты на единицу продукта;

МР – маржинальная прибыль на общий объем (показатель, исчисляемый как разница между объемом продаж и суммой общих переменных затрат);

тр – маржинальная прибыль на единицу продукта (показатель, исчисляемый как разница между ценой и удельными переменными расходами);

MPR – коэффициент маржинальной рентабельности (показатель, исчисляемый как частное от деления общей маржинальной прибыли на выручку: MP/S);

тr – коэффициент удельной маржинальной рентабельности (показатель, исчисляемый как частное от деления удельной маржинальной прибыли на цену продукта: т/р).

Алгебраический метод. Для расчета точки безубыточности в натуральном выражении (или трудовых измерителях) используется формула

Точка безубыточности = Постоянные затраты/Удельная маржинальная прибыль.

То есть для получения нулевой прибыли от продаж необходимо получить такую маржинальную прибыль, которая покроет постоянные расходы.

Посмотрим, как выводится эта формула из уравнения:

где S – объем продаж в денежном выражении; VC – переменные общие затраты; FC – постоянные расходы; П – прибыль от продаж.

Если выразить выручку (S) через на цену, умноженную на искомый объем продаж, общие постоянные расходы (VC) через величину удельных переменных затрат, умноженную на искомый объем продаж, то уравнение примет вид:

где Q – объем продаж в натуральном измерении; р – продажная цена единицы продукта; vc – переменные удельные затраты на единицу продукта.

Дальнейшее преобразование уравнения даст искомую формулу

Так как , то

где тр – маржинальная прибыль на единицу продукта.

Пример 7.5

Вы решили продавать гравюры на выставке. При составлении бюджета продаж гравюр используются следующие данные: покупная цена одной гравюры составляет 120 руб. за единицу; продажная цена – 200 руб. Стоимость аренды торгового места составляет 2000 руб. Арендная плата фиксирована и нс зависит от объема продаж. Подставим данные в уравнение:

X (объем в точке безубыточности) = 2000 : 80 = 25 гравюр.

Рассчитаем точку безубыточности, используя показатель удельной маржинальной прибыли (200 – 120 = 80 руб.).

Расчет с использованием коэффициента маржинальной рентабельности продаж. При этом способе определения критического объема продаж в денежном выражении применяется относительный показатель "маржинальная рентабельность продаж" в виде коэффициента или процента. Это один из показателей рентабельности, рассчитанный на основе переменных затрат, характеризующий доходность того или иного объекта. Он равен отношению маржинальной прибыли к объему продаж. Если в основу расчета показателя положены удельные величины, тогда коэффициент маржинальной рентабельности продаж рассчитывается как отношение маржинальной прибыли на единицу продукции к цене.

Точка безубыточности, руб. = Объем продаж в критической точке в натуральном выражении х продажная цена.

Иначе:

Точка безубыточности, руб.

Если разделить числитель и знаменатель на цену, то точка безубыточности, руб. , так как – это показатель маржинальной рентабельности продаж , то точка безубыточности, руб. .

Пример 7.5 (продолжение)