Репутационные риски

Репутационный риск проявился в своем новом аспекте после скандалов с бухгалтерскими отчетностями, в результате которых остались обманутыми множество владельцев акций, облигаций и наемных работников ряда крупных корпораций в период бума на рынке акций в конце 1990-х гг. Расследование деятельности взаимных фондов и страховых компаний генеральным прокурором Нью-Йорка Эллиотом Спитцером показало, насколько важна репутация честного поведения компании как для ее клиентов, так и для регулирующих органов. В соответствии с обзором, опубликованным в августе 2004 г. компаниями "ПрайсВотерхаусКуперс" (PriceWaterhouseCoopers, PWC) и "Экономист Интеллиндженс Юнит" (Economist Intelligence Unit, EIU), 34 % из 134 респондентов – международных банков считают риск от потери репутации наиболее серьезным на рынке, в то время как рыночный и кредитный риски в качестве основных назвали только по 25 %.

Несомненно, что это частично было вызвано недавними скандалами вокруг Энрон, УорлдКом и других компаний, воспоминания о которых все еще свежи в памяти банкиров. Некоторые эксперты, однако, полагают, что репутационный риск действительно является проблемой, которая сейчас выходит на первый план, и что новое Базельское соглашение поможет переключить внимание регулирующих органов и инвесторов от количественных рисков, таких, как рыночный и кредитный риски, на стратегический и деловой риски[1].

Репутационный риск несет определенную угрозу финансовым институтам, так как характер их деятельности требует конфиденциальности в отношении клиентов, кредиторов, регулирующих органов и рынка в целом. Развитие широкого набора структурированных финансовых инструментов, включая финансовые производные для рыночного и кредитного рисков, ценные бумаги, обеспеченные активами с купленными денежными потоками, и специализированные финансовые каналы, которые управляют пулами приобретенных активов, воздействует на интерпретацию принципов бухгалтерского учета и налогообложения и в свою очередь внушает серьезное беспокойство относительно законности определенных операций. Вовлечение в такие операции может повредить репутации учреждения и стоимости франшизы.

Финансовые учреждения также находятся иод увеличивающимся давлением, призванным показать их этическую, социальную и экологическую ответственность. В качестве защитного механизма в июне 2003 г. 10 международных банков из семи стран объявили о принятии "Экваториальных принципов" (Equator Principles) – добровольного руководства, разработанного банками для управления социальными и экологическими вопросами, связанными с финансированием проектов в развивающихся странах. Экваториальные принципы основаны на политике и руководствах Всемирного банка (World Bank) и Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, IFC) и требуют от заемщика выполнения ряда экологических и социальных условий для высокорисковых проектов, в том числе учета требований устойчивого экономического развития и использования возобновляемых природных ресурсов, защиты здоровья людей, предотвращения загрязнений окружающей среды и минимизации отходов, учета возможного общего социоэкономического воздействия проекта.

Для сохранения репутации банки должны четко отслеживать риски и управлять ими. Но так же как и для делового риска, для репутационного риска не существует общей точки зрения относительно его количественного измерения или необходимости обеспечения рисковым капиталом. Для репутационного риска проблема является составной: банк, который резервирует денежные средства на репутационный риск, тем самым неявно соглашается, что его действия предосудительны.