Репозиционирование и ребрендинг

Существует много путей реанимации теряющего силу бренда. Можно его улучшить, расширить возможности пользования товаром или услугой, найти новых пользователей, выйти на новые рынки, что, впрочем, не гарантирует, что устаревший продукт не будет выведен из употребления.

В условиях постоянного изменения ожиданий и предпочтений потребителей одна и та же позиция бренда, воплощенная в застывшей формуле, постоянно обещающей одно и то же, не в состоянии им соответствовать достаточно долгое время. Направленный на потребителя поток конкурентных предложений становится все мощнее, а сами предложения – разнообразнее и изощреннее. Именно этим объясняется феномен расширяющейся практики репозиционирования брендов. Оно изменяет потребительское отношение к товару, услуге, компании путем их рекламного представления в ракурсах, подчеркивающих новые, ранее не предъявленные потребителям преимущества перед конкурентами. В случае, когда товар, услуга или компания представляют себя рынку под другими марками в качестве радикально новых и таким образом устраняют ассоциации со своими предыдущими имиджами, такой процесс называется ребрендингом.

Репозиционирование и ребрендинг в основном применяются для корпоративных брендов и в меньшей степени характерны для товарных и сервисных. Вместе с тем и для них они могут стать эффективными инструментами для проникновения в новые потребительские сегменты или на новые рынки.

Существует три основных типа корпоративного ребрендинга. Во-первых, отражающий стремление фирм сохранить при слиянии известность на рынке имен объединяющихся сторон либо сделать новые наименования более запоминаемыми. Это явление характерно для корпораций, специализирующихся в сферах консалтинга, аудита, юриспруденции, рекламы. Например, вместо корпоративных брендов Price-Waterhouse и Coopers & Lybrandt появилась компания PricewaterhouseCoopers.

Во-вторых, изменяющий наименования, вызывающие те или иные нежелательные ассоциации, в частности, на новых рынках. В 1995 г. произошло изменение завоевавшего глобальную известность и существовавшего на рынке почти 40 лет наименования южнокорейской корпорации Lucky GoldStar, ставшей LG Electronics, что сопровождалось весьма дорогостоящей массированной рекламной кампанией по всему миру, включая Россию. Менеджеров корпорации не устраивал ее имидж производителя электронной техники среднего качества, в то время как стратегия корпорации была нацелена на то, чтобы вывести ее на уровень и качественные стандарты лидирующих мировых производителей. Кроме того, слова "Gold" и "Star" часто встречались среди марок китайских товаров, которые в массовом сознании в то время ассоциировались с низким качеством.

В-третьих, применяющий смешанный способ ребрендинга. Это может происходить и в случае слияния компаний, и в случае изменения их стратегии. Бывают ситуации, когда старое наименование несет положительные элементы, но, тем не менее, его использование в таком виде нежелательно.

Примером может служить модифицирование бренда British Petroleum. Эта корпорация после слияния с Amoco превратилась в BP Amoco. Ребрендинг стал следствием глубоких исследований и консультаций, которые стоили корпорации около 7 млн долл. Был создан новый стиль корпоративной идентификации. В сопровождавшей процесс ребрендинга рекламной кампании подчеркивались не только изменения в организационной структуре корпорации, но и ее социальная ответственность. Был вложен новый смысл в аббревиатуру ВР, которую слоган расшифровывал как "Beyond Petroleum" ("Больше, чем топливо").

Корпорация Andersen Consulting вовремя изменила свое наименование на Accenture (созвучное словам "accent" – ударение, акцент и "century" – век), что вскоре помогло ей амортизировать последствия скандала, связанного с банкротством энергетического гиганта Enron. В нем была замешана корпорация со сходным названием – Arthur Andersen.

Негативное отношение общественности и суды заставили корпорацию Philip Morris, которая не ограничивается табачными изделиями, но и производит в своих подразделениях General Foods, Kraft Foods, Nabisco продукты питания, пиво, переименоваться в Altria Group. Таким образом корпорация ушла от своего "табачного" имиджа.

Современные технологии ребрендинга применяются и в России, где его технологии нередко имеют особенности. Во-первых, в наследство от доперестроечных времен остались слишком сложные, порой труднопроизносимые наименования, удовлетворявшие требованиям советского законодательства, которое предусматривало наличие в них элементов, выявляющих отраслевую, географическую принадлежность, особенности деятельности: "Общемашэкспорт", "Стройбытмонтаж" и т.д.

Во-вторых, на начальных этапах рыночных реформ российские предприятия нередко предпочитали выдавать свою продукцию за иностранную, качество которой считалось более высоким. Позднее бо́льшим спросом стали пользоваться отечественные товары, в частности пищевые. Поэтому крупный российский импортер элитных алкогольных напитков Alfa Spirits Group сменил свое наименование на Русскую винно-водочную компанию и начал мощное внедрение бренда "Флагман" как "исконно русского".

В-третьих, играя на патриотизме россиян, производители начали использовать товарные наименования типа "Князь Владимир", "Святогор", "Иван Калита", "Ратибор", "Мономах", "Русские витязи" и т.д. Но несмотря на похвальное стремление сохранить русские традиции, подобные наименования зачастую не имеют продающей силы и внятного бренд-имиджа.

В-четвертых, наличие на рынке зарегистрированных другими аналогичных наименований заставляет фирмы расширять свои, добавляя к ним слова "плюс", "маркетинг" и т.д.

На российском рынке немного случаев успешного ребрендинга. Тем не менее это направление маркетинговой деятельности имеет место. Так, корпорация "Сибирский алюминий" стала называться "Базовый элемент", что отразило диверсификацию ее деятельности, "Башкредитбанк" был переименован в "Уралсиб", "Тюменьавиатранс" – в Utair.

Российский Доверительный инвестиционный банк принял решение о репозиционировании и изменил свое наименование на Инвестиционный банк "Траст", представив общественности идеологию и визуализацию своего нового корпоративного бренда.

Банк "Траст" заявил о своем предназначениив противовес общей консервативности банковской среды оперативно и гибко реагировать на перманентно происходящие в мире изменения. Он призван "работать с переменами, любить эти перемены" и таким образом "всегда быть на шаг впереди"; осуществить качественные изменения в своем управлении; постоянно помогать своим клиентам; обеспечить стабильность работы с ними; поощрять инновации.

Соответственно были приняты формулы: философия – лидер в постоянно изменяющемся и усложняющемся мире; цель – помочь в условиях этих изменений клиентам, сделать их лидерами в своей области; ценностипрофессионализм, стабильность, инновации. Ассоциации: сам лидер и его клиенты тоже лидерывсегда на шаг впереди.

Новый корпоративный бренд-имидж банка был поддержан достаточно удачной визуализацией – абстракциями, символизирующими постоянно изменяющийся мир, и удачным логотипом. В расчете на иностранных партнеров банк представил его в виде ворот в Россию (между стилизованными буквами "Т" расположено международное обозначение страны – RUS). На месте часто используемых символов ©, ®, ТМ расположен знак, который можно автономно использовать в рекламе в качестве идентифицирующего элемента.

Практика показывает, что усилия по изменению отношения к товарам, услугам или их производителям посредством внедрения в сознание потребителей информации об их новых реальных или мифологизированных преимуществах, предпринимаемые на фоне бума слияний и поглощений, который наблюдается в последнее десятилетие, не всегда приносит желаемый эффект. Оказалось, что 4/5 слитых или образованных в результате поглощения компаний не получили предполагаемых выгод. Одной из основных причин стала неспособность трансформировать в новых условиях свои бренды. Адаптивность в их позиционировании доказала свое преимущество перед устойчивостью. Стало необходимым, исходя из динамики рыночной среды, просчитывать возможные будущие изменения позиции бренда, которые способны изменить его привлекательность не в лучшую сторону.

Феномен ребрендинга вошел в противоречие с классической теорией позиционирования, строившейся на максимально возможной неизменности марок и визуально-графических констант брендов с целью их долгосрочной идентификации и сохранения соответствующего восприятия в потребительской среде.

Долгосрочность позиции бренда теряет статус безусловного показателя его преимущества и, соответственно, силы в условиях жесткой конкуренции. Во главу угла теперь ставится гибкий маркетинг, требующий изменения конфигурации коммуникаций с рыночной средой. Традиционный подход, выражавшийся в достижении неизменности в долгосрочном плане восприятия брендов потребителями, изменился. Их функционирование в рамках гибкого маркетинга было предопределено постоянными изменениями в маркетинговой экологии, а также новыми возможностями сбыта товаров и услуг.

Компания Interbrand разработала методику нового подхода, обеспечивающего долгосрочное положительное восприятие идеологии бренда, основанную на проектировании и использовании в рекламно-коммуникационной деятельности платформы бренда. Ее составляющие: философия, цели, ценности.

Компания Xerox в свое время начала производить замечательные копировальные машины, занявшие на рынке доминирующее положение. Когда другие компании, в частности Cannon, вышли на рынок с подобными машинами, получаемые на них копии документов стали называть и до сих пор называют "ксерокопии". Это означает, что с копировальными машинами прежде всего ассоциируется марка Xerox. Однако компания Xerox, безусловно занимавшая лидирующие позиции на современном рынке предназначенного для работы с информацией офисного оборудования, существенно их ослабила, в то время как Cannon укрепила. Компания Xerox упустила из виду колоссальные возможности этого рынка, a Cannon начала активно внедрять на нем свой имидж компании, работающей именно в данном направлении, предложив потребителям широкий диапазон соответствующего оборудования.

Если бы специалисты компании Xerox предвидели такой ход событий и использовали подходы, которые сейчас предлагает Interbrand, то платформа бренда Xerox гипотетически приобрела бы следующий вид: философияспособствование становлению и укреплению информационного общества путем облегчения работ, связанных с накоплением, обновлением, анализом и обработкой информации; цель – вывод на рынок разнообразного оборудования для этих целей; ценности – накопленный опыт и проверенное временем качество продукции Xerox. Естественно, такой подход в сочетании с ее диверсификацией, отвечающей требованиям времени, помог бы компании оставаться лидером. Теперь она "догоняет" компанию Cannon, используя новый слоган: "Xeroxthe Document Company" ("Ксерокс – компания, работающая с документами", что означает, что она выпускает не одни только копировальные машины).

В процессах репозиционирования и ребрендинга эмоциональная составляющая – индивидуальность – становится наиболее важной дифференцирующей характеристикой, конкурентным преимуществом бренда. Степень его воздействия на потребителей зависит от того, насколько эта индивидуальность пересекается со свойствами товара, услуги, восприятием компании, адекватными потребительским предпочтениям и ожиданиям. Воздействие будет существенно бо́льшим, если бренд разработан не столько для отличия от аналогов, которое просуществует на рынке какой-то отрезок времени, сколько для того, чтобы, учитывая динамику потребностей, стать символом лучшего среди своих конкурентов и в будущем.

Полный уход от устоявшейся положительной репутации компании связан с существенными рисками. Поэтому особенности современного брендинга – усиление влияния корпоративного начала и гибкость по отношению к позиции бренда в меняющихся рыночных условиях – теперь как бы сливаются в одну точку. Формируется единая система, максимизирующая эффективность усилий компании по увеличению силы бренда, именуемая мастер-брендом.

Мастер-бренд – это имя производителя либо основной бренд семейства товаров, служащий для ориентирования потребителей и являющийся для них признаком надежности, высокого качества и компетенции производителя, например Wimm-Bill-Dann.

По определению ведущего эксперта компании Interbrand Л. Апшоу, "мастер-бренды состоят из центрального набора связных значений и выводов, чей масштаб простирается от стратегической сердцевины компании через ее людей и партнеров, обволакивая ее клиентов и находящихся за пределами внешнего периметра ее влияния"[1].

Таким образом, если ранее этот термин обозначал семейные бренды, то теперь его понятие расширяется. Мастер-бренд становится важной составляющей рыночной стратегии компании, не только содействующей приобретению статуса сильного бренда ее продукции, но и компании в целом.