Реорганизация коммерческой организации

Реорганизация торговой организации происходит в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования ее из одной организационно-правовой формы в другую. Суть реорганизации, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой торговой организации переходят к одной или нескольким другим организациям но передаточному акту или разделительному балансу, т.е. происходит универсальное правопреемство (ст. 58 ГК).

Реорганизация торговых организаций осуществляется в добровольном, разрешительном и принудительном порядке (ст. 57 ГК).

На практике реорганизация торговых организаций в большинстве случаев осуществляется в добровольном порядке по решению их учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК).

В соответствии с ГК реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может иметь место лишь с согласия, разрешения уполномоченных государственных органов. Так, в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением или ограничения конкуренции на товарном рынке требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа на реорганизацию (слияние и присоединение) торговой организации в случае слияния и присоединения объединений торговых организаций (союзов или ассоциаций) или если это приводит к созданию хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. В указанных случаях лица или органы, принимающие решение о реорганизации торговой организации представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представленных в регистрирующие органы, ходатайство о даче согласия на реорганизацию и сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции.

Разрешение на реорганизацию торговой организации должно быть дано антимонопольным органом не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов, который может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Нарушение торговой организацией разрешительного порядка реорганизации является основанием для признания государственной регистрации недействительной по иску антимонопольного органа в суде.

В принудительном порядке, т.е. по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда может быть осуществлена реорганизация торговой организации в форме се разделения или выделения в случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О защите конкуренции", если торговые организации занимают доминирующее положение на товарном рынке и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Правда, решение о принудительном разделении (выделении) торговой организации может быть принято антимонопольным органом только при наличии в совокупности следующих трех условий:

1) при возможности организационного и территориального обособления структурных подразделений;

2) если между структурными подразделениями отсутствует тесная технологическая взаимосвязь;

3) если в результате реорганизации торговые организации будут иметь возможность самостоятельно работать.

Решение о принудительной реорганизации подлежит исполнению собственником торговой организации с учетом указанных выше требований, в определенный срок, который не может быть менее шести месяцев.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений.

В целях защиты прав кредиторов реорганизуемой торговой организации ст. 60 ГК предоставляет им ряд гарантий, направленных на охрану их интересов:

— во-первых, учредители (участники) коммерческой организации или орган, принявший решение об ее реорганизации обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации;

— во-вторых, кредиторам предоставляется право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства;

— в-третьих, если разделительный баланс или передаточный акт не дают возможности определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации — вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной организации.

Таким образом, организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации коммерческих организаций. И лишь при реорганизации торговых организаций в форме присоединения реорганизация считается совершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п. 4 ст. 57 ГК).