Ренессанс: философия музыки и музыкальное творчество

В многообразном мире эпохи Ренессанса западноевропейская музыкальная культура XIV-XVI вв. представляет обширную область знания о мире и яркого творчества. Ее расцвет приносит блистательные имена, которые представляют уже профессиональные школы стран: Франческо Ланди-ни (Флоренция, XIV в.), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (франко-фламандская школа, XV в.), Жоскен де Пре (Фландрия, нач. XVI в.), Пьерлуиджи Палестрина, Орландо Лассо (Италия, XVI в.).

Соотношение Ренессанса и Средневековья в науке представлено взаимоисключающими точками зрения. Одни считают, что никакой границы на рубеже XIII-XIV вв. не существовало, что это следствие преувеличенного внимания науки к декларациям трактатов, описывающих новые явления. Другие, напротив, отрицают всяческие связи творчества и мысли двух четко разграничивающихся эпох.

Основания для таких интерпретаций, безусловно, имеются. В 1320 г. был написан теоретический трактат Филиппа де Витри "Ars nova". Его крылатые слова стали обозначением периода в музыке, когда слова "новая школа", "новые певцы", "новое искусство" постоянно подчеркивали важнейшее обстоятельство - развитую технику многоголосия во всех вокальных жанрах эпохи.

Витри четко отметил все новации, которые образовали новую ступень в развитии профессионального музыкального искусства. Во-первых, появляется новая - мензуральная - нотация: записываются не только ноты на линейках, но указываются mesure, т.е. упорядочивается ритмика в связи с огромной ролью поэзии в музыке и равномерным чередованием стихотворных единиц. Уже одно это можно считать "революцией", причем не в письме, а в музыкальном мышлении, художественном сознании. Во-вторых, Витри декларирует запрет на средневековые нормы движения параллельными квинтами и октавами в многоголосии, провозглашая более полнозвучные сочетания интервалов между голосами. Он также поддерживает двухдольные членения ритма вопреки средневековому идеалу совершенства трехдольных отношений; и "пустые" интервалы, и гонения на двухдольность решительно объявляет архаикой. Но самое главное, что музыкальное сознание XIV в. созревает до предпочтения осуждаемых средневековой теорией альтераций в ладах.

Но как бы ни убеждали выступления Филиппа де Витри против ученой схоластики и практической догматики музыкального Средневековья, музыка Франции XIV в. венчает предыдущую эпоху и в отечественной науке относится к позднему периоду Средних веков. В этом плане периодизация эпох в музыке и других искусствах не совпадают.

Филипп де Витри и Гийом де Машо - знаменитые представители "Ars nova" во Франции. Они очень разные: первый был музыкантом-ученым, второй мастером поэзии, "мэтром французских поэтов". Но оба продолжатели традиций труверов XIII столетия. Гийом де Машо (ок. 1300-1377) прожил довольно бурную жизнь при дворах короля Богемии, французских королей Иоанна Доброго и Карла V, потом был каноником Нотр-Дам в Реймсе. Он сам писал и музыку, и стихи, был серьезнейшим мастером, оказавшим влияние на французскую поэзию. Наследие его необыкновенно обширно и точно "измерено" историками музыки: 23 мотета, 43 баллады, 22 рондо, 32 виреле, 19 ле (названия песенных жанров). Мессу, созданную, видимо, для коронации Карла V в Реймсе, считают первым образцом нового облика музыкального богослужения - единым циклом из пяти частей: Kyrie ("Господи, помилуй"), Gloria ("Слава в вышних Богу"), Credo ("Верую"), Sanctus ("Свят господь Бог Саваоф") и Agnus Dei ("Агнец Божий").

Итальянская школа Ars nova, как и последующее развитие итальянской музыки, побуждает оценивать историческую точку начала XIV в. отсчетом особого периода, самостоятельного по всем параметрам. Что касается других стран, то резкие границы обнаружить трудно. Швейцарский теоретик музыки, поэт, философ и математик, магистр свободных искусств Глареан (1488-1563) уже ближе к середине XVI в. считает, что современной музыке не более 70 лет, хотя он прекрасно знал, судя по текстам его трактатов, Жоскена Депре, Обрехта, Пьера де ла Рю. И это естественно, так как политическое и экономическое развитие стран происходило очень неравномерно, феодальный строй долго сохранялся практически на всей территории Европы. В Италии же развитие городов, зарождение мануфактур, открытие новых земель и другие знаковые факты истории, естественно, способствовали более раннему становлению нового общества и нового мировоззрения. Спасенные при падении Византии древние рукописи и отрытые из развалин Древнего Рима предметы цивилизации (архитектурные, скульптурные памятники) заслонили перед изумленными взорами современников призраки Средневековья. Мир возрождался, осененный блеском классической древности. И это, конечно, был переворот, породивший титанов мысли и творчества.

Первый и главный показатель Возрождения - десакрализация искусства, формирование мощной светской культурной жизни общества. Это происходит в значительной степени благодаря развитию культурных регламентов при дворах королей и герцогов Франции, в кругах знати и интеллигенции более демократической Италии, развивающихся под знаком гуманизма. Музыка, может быть, покажется более скромной в сравнении с живописью, архитектурой, скульптурой Возрождения. Но не надо забывать ее более эфемерную природу в плане сохранения текстов - на современников сила ее воздействия была не менее, если не более мощной. Музыка пронизывала все существование людей. Странствующие по Европе музыканты, музыка быта простых людей, пышные придворные празднества и каждодневный быт дворов и резиденций, красочное и выразительное сопровождение богослужения, изысканные рафинированные духовные жанры в "ученых" кружках интеллигентной знати - все смешивалось в яркую и пеструю систему музыкальной жизни.

Не стоит удивляться, что трактовка понятия и явления "музыка" в эпоху Ренессанса кардинально преображается. В эту эпоху появляется знаменитый трактат "Музыка" парижского магистра музыки великого Иоанна де Грохео (ок. 1300 г.), демонстрирующий революционные взгляды на музыкальное искусство. Впервые за многие века музыкальное искусство определено как исключительно человеческая деятельность, человеческие творения, подвластные обычному людскому восприятию. Отвергая существование "мировой" ("ангельской") музыки, провозглашаемое многими авторами музыкальных трактатов Средневековья, Иоанн де Грохео намного опередил свое время. В трактате Грохео представлена классификация видов и форм современной ему музыки. Поскольку в ее основу положены смысловые, содержательные показатели и назначение музыки, можно считать это ранним описанием жанровой системы.

В том, что музыка - главное из свободных искусств, был убежден великий итальянский музыкант, композитор и теоретик музыки Джозеффо Царлино (1517-1590) - основоположник новой классификации искусства: по значению для человечества он поставил музыку на первое место (тогда как традиционно в эпоху Ренессанса ведущую роль отводили живописи). Убеждение Царлино в том, что только язык музыки в такой же мере, как и слово, может выражать все человеческие чувства и страсти, вдохновило многих композиторов на создание грандиозных произведений.

Совершим небольшой экскурс по музыкальному творческому наследию ренессансной Европы.

К раннему периоду относят творчество композиторов нидерландской школы второй четверти XV в. - именно их видели младшие современники представителями новой музыкальной эпохи. Гийом Дюфаи (ок. 1400-1474) служил в папской капелле в Риме, потом во Флоренции, Болонье. Естественно, что основные жанры творчества связаны с церковным регламентом - мессы, мотеты, но много написано и в светских жанрах: баллады, виреле, рондо на французские и итальянские тексты. Интересным фактом творчества Дюфаи является месса на необыкновенно популярную в то время песню "L'homme arme" ("Вооруженный человек"), которую использовали в разных жанрах многие композиторы в течение двух веков.

Жиль Беншуа (1399-1460) - еще одна выдающаяся фигура этого времени. Он прославился жанром французской песни - chanson, которая играла колоссальную роль для изысканной полифонической музыки нидерландской школы. Беншуа обращался к французской любовной лирике; среди его авторов Карл Орлеанский. Музыку отличает необыкновенная простота при изысканности трехголосия и мелодическая выразительность нередко с чертами танцевальности.

В следующих поколениях складывается так называемая вторая нидерландская школа во главе с Иоханнесом Окегемом (1425-1497) и Якобом Обрехтом (1450-1505). Их музыку характеризует сложная полифоническая техника в жанрах мессы, мотета, полифонической песни. Продолжается использование песенных источников для обработки, в частности, у Окегема, как и у Дюфаи, есть месса на песню "L'homme arme". Сложные, изощренные композиции нидерландцев настолько далеки от идеалов античной простоты и ясности, которые характеризуют эпоху Возрождения, что музыковедение относит их промежуточному этапу, видя подлинное искусство музыкального ренессанса только в XVI столетии.

Художественная атмосфера Италии первой трети XVI в. воздействовала на музыкантов-иностранцев, многие из которых подолгу работали в итальянских капеллах. Первые признаки новой стилистики усматривают в творчестве нидерландца, прочно связанного с Италией, - Жоскена Депре. Известно, что в 1486-1499 гг. он был членом папской капеллы в Риме, потом был связан с двором французского короля Людовика XII, с 1505 г. до конца жизни - настоятель собора в Конде-сюр-л'Эско. Помимо замечательных образцов самой музыки в различных жанрах Жоскен знаменит фактом публикации - это были вообще первые опыты нотопечатания. Три книги его месс были изданы в 1502, 1505 и 1514 гг. при жизни композитора. В них широко используется прием обработки светских мелодий, что дает жизнь термину месса-пародия. Его знаменитые мессы написаны на песни "Fortuna desperata", "Maleur me bat", "Mater Patris". Есть и у него две мессы "L'homme arme", а месса "La sol fa re mi" буквально сделала его знаменитостью в Риме первого десятилетии XVI в.

Эпоха Ренессанса во Франции наступила тоже только в XVI в. и связана с именами Франсуа Рабле, Пьера де Ронсара, Жоашена дю Белле. В музыке ярким выражением нового искусства были песни Клемана Жанекена (ок. 1475 - ок. 1560). История сохранила в памяти только его многоголосные песни (более 260), хотя он написал и множество месс, псалмов и других произведений. Chansons Жанекена многократно переиздавались, им подражали и делали бесчисленные переработки. "Война", "Охота", "Пение птиц", "Жаворонок", "Соловей" звучат сегодня в репертуаре многих хоровых коллективов.

После Жанекена песня стала главным жанром французской музыки. Французские историки подсчитали, что знаменитый издатель Аттеньян издал 17 сборников полифонических песен (более 530 песен около 100 различных авторов).

Подчеркнем еще раз колоссальное значение музыкальных творений эпохи Возрождения - поразительно современно звучат они и сегодня!