Ренессансная стильная роскошь и усовершенствование ремесел

Художественная культура Возрождения формировала духовную атмосферу, благоприятствующую новизне вкусов и украшательству, переходящему в показное престижное потребление (от франц. prestige – "обаяние, очарование"), отражавпгее претензии ренессансной личности на особые интересы, желание жить как можно более ярко. Отсюда и рост потребностей в предметах домашнего обихода и комфорта. Знаменитый поэт Г. Сакс из Нюрнберга оставил стихотворение "Триста предметов домашней утвари, необходимых почти для каждого хозяйства". На высшем уровне домашнее благоустройство принимало форму дворцовой роскоши.

Богатые итальянцы первыми стали возводить городские дворцы-особняки (палаццо, отсюда русское палаты) с величественными фасадами и внутренним убранством, включая стенопись и художественные ковры (шпалеры) из шерстяных и (или) шелковых тканей, изящную мебель и декоративную утварь. Изощрение быта двигало спрос на изысканную продукцию многих ремесел: текстильного, кожевенного, деревообрабатывающего, бронзоволитейного, ювелирного, камнерезного, керамического, стекольного. Потребность, например, зажиточных, но не самых богатых потребителей в оловянной посуде привела к перенесению на нее конкурирующими мастерами изящных форм золотой и серебряной посуды.

Утонченные и зачастую причудливые изделия (например, столовая посуда в форме человеческих и звериных фигур) стимулировали не только совершенство обработки, но и поиски новых, в том числе искусственных, материалов: металлических сплавов, керамических смесей и т.д. Так, была заново открыта известная еще римлянам "желтая медь" (латунь) – сплав меди с рудой, в XVI в. названной цинком (от нем. "беловатый"). Особенно энергично развернулись поиски новых глин и цветных глазурей, для того чтобы получить как можно более красочные и блещущие блюда и плитки майолики, а также посуду, как можно более похожую на китайский фарфор.

Майолика впервые попала в Италию как трофей, захваченный генуэзцами у мавров на о. Майорка (отсюда название); ее производство особенно процветало в герцогстве Урбино, где родился великий живописец Рафаэль Санти и где его современники братья Андреоли изобрели гармоничные глазури с золотистыми и рубиновыми отблесками. Герцоги Урбино организовали производство на экспорт роскошной глазурованной посуды с росписями по рисункам Рафаэля и художников его школы. Особой популярностью пользовались украшенные историческими и эротическими сюжетами парадные блюда для сластей, даримых по случаю свадеб и других торжеств. Недалеко от Урбино, в г. Фаэнца мастер Б. Буонталенти, которому покровительствовали Медичи, получил керамическую массу, названную "фарфором Медичи", но поскольку добиться тождества с китайским фарфором не удалось, переименованную в фаянс. Производство подражаний китайскому фарфору возникло также в Нидерландах (Делфт), а декоративного фаянса – при королевском дворе во Франции[1].

Ремеслом, во многом созданным духом изобретательности и стильной роскоши Ренессанса, было часовое. Ни в одной отрасли не было проявлено столько остроумия, как при совершенствовании механизма и отделки часов. Для деловой жизни особое значение приобрели карманные часы, изобретенные механиком П. Генлейном из Нюрнберга (около 1510 г.) и сразу ставшие одновременно предметом показного потребления: с золотыми цепочками, инкрустацией драгоценными камнями и т.п.