Ремесло и торговля

В XVII в. русское ремесло выходит на новую стадию своего развития – делает шаг к промышленному производству. Возникают мануфактуры – предприятия, на которых производство осуществлялось с применением разделения труда наемных работников. При этом производство было преимущественно ручным, ремесленным, а уровень развития техники – невысоким.

Организатором и создателем первых мануфактур в России было государство, а не частный предпринимательский капитал. Государство обладало необходимыми ресурсами: капиталом, возможностью назначить организаторов, найти наемных работников, а главное – именно государство обладало мотивацией для создания мануфактур. Организация крупного производства отвечала государственным потребностям России. Уровень мелких ремесленных мастерских правительство уже не устраивал.

Первые мануфактуры были открыты в дворцовом хозяйстве: в 1616 г. – Хамовный двор, в 1614–1627 гг. – Оружейная палата (преобразована в мануфактуру), в 1632 – Бархатный двор, в 1634 – первый в России стеклянный завод, в 1637 г. – Пушечный двор . С 1630 г. начинается казенная добыча руды в Зауралье, в 1631 г. был основан первый Нерчинский завод по выплавке железа, в 1633 г. открывается первый медеплавильный завод. В 1630–1650-е гг. складывается Тульско-Каширская группа железоделательных заводов. В 1620 г. в Москве был открыт Печатный двор – первая общегосударственная типография, тиражи которой по тем временам считались массовыми – до тысячи экземпляров.

По мере развития мануфактурного производства становилось ясно, что без привлечения частного капитала и предпринимателей не обойтись. И русское купечество, и иностранцы проявляли к мануфактурам большой интерес. Заинтересованный в развитии производства хозяин или управляющий способен достичь более весомых результатов, чем назначенный сверху чиновник. Государство это понимало, и в XVII в. возникло несколько форм участия частного капитала в мануфактурном строительстве. Для иностранных предпринимателей создавались концессии: государь давал жалованную грамоту, по которой иноземный купец брался организовать производство той или иной продукции и вложить в него часть своих средств. Владелец получал льготы для закупки сырья, в том числе таможенные. В XVII в. такие концессии получили А. Д. Виниус (1632), Е. Койст (1634), П. Г. Марселис и Ф . Акема (1644, 1647), Ф. Акема (1664), П. Г. Марселис (1664), И. фон Сведен (1668), Π. П. Марселис (1674), 3. Паульсен (1681), И. Тауберт (1683), А. Бутенант, X. Марселис (1685). Важно подчеркнуть, что они фактически были именно концессионерами, а не владельцами мануфактур: государство считало себя верховным собственником любого предприятия, существовавшего в России.

Русские купцы и предприниматели в XVII в. редко выступали основателями и организаторами мануфактурного производства. Подобные случаи отмечались лишь в добывающей промышленности (традиция восходит еще к соляным промыслам XVI в.). В остальных отраслях попытки участия в организации промышленного производства частного капитала относятся уже к концу XVII в. Л. В. Кошман приводит следующие примеры: на рубеже XVII и XVIII вв. Н. Демидов строит Невьянский завод на Урале, несколькими годами ранее металлургический завод основали купцы Н. Аристов и К. Борин, в Москве в 1698 г. суконную мануфактуру открыл купец Ф. Сериков1. Русские купцы и промышленники также выступали арендаторами мануфактур у государства.

Важной чертой мануфактур XVII в. был казенный характер производства: они в основном работали на правительственный заказ, а не на рынок.

Как таковой рынок промышленных товаров в России в XVII в. еще не развился . Отсутствовал и рынок рабочей силы, особенно после Соборного уложения 1649 г., прикрепившего крестьян к помещикам, а посадских людей – к городам. Вольнонаемной рабочей силе просто неоткуда было взяться. Отсюда зависимость организаторов мануфактурного производства от правительства: они просили дать им рабочую силу, и власти своим решением прикрепляли ("приписывали") крестьян к мануфактурам. Феномен "приписных мануфактур" возникает еще в XVII в., до реформ Петра I.

Технологии на первых мануфактурах носили довольно примитивный характер: по сути, это было развитое ремесло с элементами разделения труда. Ремесло в XVII в. достигло больших успехов в усовершенствовании орудий труда, применении в ремесленном процессе новых знаний (из области начал математики, химии и т.д.). Совершенствовались ремесленные технологии выделки и окраски тканей, кузнечного дела, ювелирного и оружейного дела, добывающих отраслей. Запросы общества побуждали к совершенствованию изготовления предметов домашнего обихода (в том числе посуды и мебели).

На XVII в. приходится время подъема русской торговли. Резко увеличиваются объемы торговли, растет и оформляется сословие купцов, торговцев.

Гораздо более разнообразным становится ассортимент товаров, совершенствуются способы организации торговли. Возникают крупные ярмарки: Макарьевская под Нижним Новгородом, Ирбитская в Сибири. Только в Москве к концу XVII в. насчитывалось около 4 тыс. торговых лавок и почти 150 торговых рядов на рынках. Благодаря развитию торговых центров и организации ярмарочной торговли складываются торговые связи даже между отдаленными регионами России.

В советской историографии возникла концепция о формировании в XVII в. "всероссийского рынка" – единой экономической системы, которая характеризуется общими хозяйственными связями и обменом товарами между различными частями страны. Сегодня в историографии высказаны сомнения в правомерности подобных оценок. В частности, историк Е. В. Анисимов указывает, что таких налаженных экономических связей между регионами не было еще и в начале XVIII в. Несомненно, что тенденции к экономической интеграции регионов путем налаживания торговых связей проявляются уже в XVII в., однако вопрос о масштабах их развития остается предметом научных дискуссий.

В области международной торговли при Михаиле Федоровиче использовались протекционистские меры для защиты русской национальной торговли. В 1627, 1635, 1637, 1639, 1642 гг. российские купцы подавали государю челобитные с просьбами об отмене неоправданных привилегий иностранным негоциантам. Правительство вняло просьбам и закрыло для иноземцев почти все русские города. Иностранным купцам разрешалось торговать только в Архангельске, Новгороде, Пскове, Астрахани, Казани и Нижнем Новгороде. Однако на практике этот запрет постоянно нарушался.

В 1653 г. была принята Уставная таможенная грамота. Были ликвидированы многочисленные мелкие сборы, введена единая пошлина (2,5 копейки с каждого рубля товара). Ее сбор поручался таможенным головам, присылаемым из Москвы. Изыскивая новые возможности для получения казенных денег, правительство в 1662 г. ввело государственную монополию на торговлю с иностранцами шестью товарами, названными "заповедными" (например, пенькой, салом и т.п.).

В 1667 г. вышел составленный А. Л. Ординым-Нащокиным Новоторговый устав. Этот документ регламентировал деятельность отечественных и зарубежных купцов, размеры взимаемых пошлин и пр. В нем впервые вводилось кредитование операций по купле-продаже, для чего путем сборов с горожан создавался специальный фонд. Устав предусматривал создание профессиональных корпораций, где под руководством "сильных купцов" могли бы объединять свои капиталы мелкие городские торговцы.

"Торговлю иностранцев Новоторговый устав ограничивал тремя городами – Архангельском, Новгородом и Псковом. Для проезда внутрь страны иностранцы должны были получать особое разрешение. Кроме того, они уплачивали повышенные пошлины в иностранной валюте. В результате иноземные купцы вносили в казну до 19% цены товаров, тогда как русские торговцы облагались лишь 5%-ной пошлиной. Розничная торговля иноземцам была запрещена, они могли торговать только оптом, продавая русским купцам большие партии товара. Все это благоприятствовало русскому купечеству, ограждая его от конкуренции европейского капитала. Но по-прежнему отечественные негоцианты не имели возможности вести операции в чужих краях в сколько-нибудь значительных масштабах. У России не было удобных морских выходов и отсутствовал флот".

Развитие торговли способствовало возникновению людей нового типа – мобильных, активных, способных к освоению новых пространств (недаром XVII в. стал в Сибири веком русских землепроходцев). Роль международной торговли в истории России XVII в. была не только экономической, но и культурной. Ученые связывают с развитием европейских контактов русского купечества проникновение в страну элементов западной культуры как на бытовом уровне, так и в других сферах (например, считается, что ярославские купцы привнесли западные черты во фресковые росписи в Ярославле).