Религия Вавилона

Вавилон в конце III тысячелетия до н.э. был незначительным городом.

В 1894 г. до н.э. вавилонский престол занял аморейский царь Сумуабу, который стал основателем древневавилонского царства (1894–1595 гг. до н.э.), крупнейшего и важнейшего из всех государств Месопотамии до возвышения Ассирии. Вавилон превратился в торговый, политический, религиозный центр, не терявший своего значения вплоть до эллинистической эпохи.

Вавилон полностью принял пантеон шумеро-аккадских богов – Шамаша, Сина, Иштар и др. В середине XVIII в. до н.э. при царе Хаммурапи произошло объединение страны. Был создан известный "Кодекс законов Хаммурапи".

Вавилонские цари ввели культ общегосударственного бога, царя над всеми богами – Мардука. Он был богом города Вавилон. При содействии жрецов Мардука были созданы новые мифы, к которым были присоединены в переработанном виде некоторые шумерские сказания, в частности миф об Энлиле как победителе Тиамат и создателе мира.

Из этих материалов была создана эпическая поэма, известная под названием "Поэма семи таблиц", в ней прославляется Мардук, самый младший из богов, которого старшие боги ставят на первое место. В поэме описывается победа над Тиамат: Мардук убивает Тиамат и из ее тела творит мир, животных, людей, строит небесный Вавилон и свой храм Эсагила, по образцу которого должны быть построены все храмы на земле Вавилон. Мардуку было присвоено имя Бэл, т.е. "господин", "государь", которое до тех пор присваивалось Энлилю. Таким образом, местный вавилонский бог Мардук был превращен в верховное божество.

Вавилонская религия в том ее виде, как она выступает в религиозных текстах III и II тысячелетий до н.э., является синтезом шумерских и аккадских элементов. Поэтому некоторые божества имеют двойные наименования.

Вавилонский пантеон насчитывал более 100 божеств.

Первое место в нем занимают "великие боги", которые первоначально были местными богами крупнейших центров Шумера и Аккада, а затем получили более широкое распространение.

Великих богов дополняет группа божеств, возглавляемая богом солнца Шамашем (бог Сиппара, а в шумерской мифологии – Уту).

Отличительными признаками Шамаша – лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке. Его сопровождает бог луны Син (Нанна в шумерской мифологии). Син символизируется быком, рога которого образуют полумесяц. Как лунное божество он выступает в мифах о лунных затмениях, а вместе с Шамашем предстает как владыка оракулов и предсказателей. В официальном пантеоне Шамаш приобрел функцию бога правосудия. Главный его храм в Сиппаре был высшей судебной инстанцией, при храме были хранилища договоров и судебных актов и стела с начертанными на ней законами Хаммурапи.

С богами-правителями соседствовали боги земледельческого культа: Таммуз (Думузи (шум.), Думуау (аккад.)) и сто супруга Иштар (Инанна (шум.)) и др. Почитание этих последних божеств осуществлялось и в сельских местностях, и в городах. Таммуз и Иштар были божествами растительности и плодородия. Каждый год совершались праздники смерти и воскресения Таммуза, сопровождающиеся мистериями, в которых изображались плач Иштар по Там- музу, схождение Иштар в "страну без возврата" на поиски Таммуза, борьба с богиней царства мертвых Эрешкигаль, воскрешение Таммуза и новое появление его на земле. В сельской местности эти празднества совершались в начале и конце земледельческого года.

К числу великих богов были причислены еще некоторые местные боги. Прежде всего – Набу, бог Борсиппы (близ Вавилона), наделенный функциями бога судьбы, покровителя купцов и караванов, писцов и письменности. Почитались бог Нергал (местное божество Куты), наделенный функциями правителя страны мертвых, и его супруга Эрешкигаль, образ которой связан с подземным миром – Куром.