Лекция I. РЕЛИГИЯ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• сущность религиоведения как самостоятельной дисциплины;

• исторические исследования в структуре религиоведения;

уметь

• проводить различие между источниками и направленностью религиоведения;

владеть

• навыками обнаружения социологии в структуре религиоведения;

• навыками обнаружения культурологии в структуре религиоведения.

Исторические исследования в структуре религиоведения

История стала заметным разделом религиоведения еще в древности. В XVIII в. проблемы истории религии нашли отражение в работах французских ученых: историка Ш. де Бросса (1709–1777) и Е. Ф. Дюпюи (1742–1809). Среди тех, кто внес немалый вклад в развитие религиоведения в качестве историков можно назвать французского философа Ж. Э. Ренана (1823–1892), который известен главным образом благодаря работам по истории христианства: "Жизнь Иисуса" (1863); "История происхождения христианства (1863–1883). Склоняясь к позитивизму, Ренан отрицал значение философии как средства познания религии. "Философия – это приправа, – писал он, – без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама но себе не годится для пищи". По Ренану, цель развития мироздания, совершающегося по естественным законам, – Бог, означающий господство разумного начала в мире. Воплощением такого начала является совершенный, гениальный человек. Остальная масса, по мнению Ренана, является лишь необходимым условием существования избранных.

По мере развития науки накапливались многочисленные эмпирические сведения о различных религиях, многообразных верованиях. Английский ученый немецкого происхождения Фридрих Макс Мюллер (1823–1900) в работе "Введение в науку о религии" отмечал, что религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения[1]. Автор показал, что история буддизма представляет прекрасную возможность проследить процесс формирования канона священных книг. Ф. М. Мюллер считал, что сравнительное изучение религий стало необходимым в связи с открытием ранее неизвестных подлинных документов, важных для изучения истории религий человечества, и с огромными возможностями в исследовании глубочайших истоков религиозной мысли во всем мире, которое дало ученым обширное изучение восточных языков.

Голландский священник Корнелис Тиле (1830–1902) стоял у истоков современного религиоведения. В его работах исторический подход к изучению религий сочетался с глубокими философскими обобщениями. Он отмечал, что для науки о религии не подходит односторонний эмпирический метод, который удовлетворяется исключительно упорядочиванием и собиранием фактов. Паука о религии должна, по мнению ученого, принимать во внимание результаты антропологии, социологии, психологии и в особенности сравнительное изучение религий. Для исследователей важны такие работы Тиле, как "Религия зороастризма" (1864), "Сравнительная история египетской и месопотамской религии" (1869), "Очерки по истории религии. К вопросу о распространении мировых религий" (1897–1899). К. Тиле интересовал также вопрос о возможной типологизации религий. При этом использовались различные основания такой классификации – религии натуральные и супранатуральные (т.е. природные и сверхприродные), сложившиеся стихийно или созданные отдельным человеком. Некоторые исследователи разделяли религии на объективные, субъективные и объективно-субъективные. Другие видели возможность выделить религии естественные, религии моральные и религии искупления. (Искупление – один из важнейших догматов христианства (в том числе и православия), согласно которому крестная смерть Иисуса Христа явилась жертвой за грехи человечества. После свершившегося акта искупления, согласно церковному учению, человеку достаточно уверовать в Христа, принять крещение и с него снимается грех прародителей, и сам он обретает реальные шансы на спасение.)

К. Тиле создал сложную последовательную схему, выделив естественные религии, низшие естественные религии (в том числе спиритизм – веру в посмертное существование душ умерших и возможность непосредственного контакта с ними людей, которые называются медиумами, и фетишизм – раннюю форму религиозных верований, поклонение неодушевленным предметам, которым приписывались "сверхчувственные" свойства: способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.д.), высшие естественные религии (переход к многобожию, магические религии, антропические (от слова "антропос" – человек) и этические религии. Не все этические религии, как считал Тиле, стоят на одинаковой ступени развития. Здесь, по его мнению, можно ясно различить две ступени, а именно партикуляристские (партикулярный – частный) и универсалистские религии. Последние можно назвать мировыми религиями. К универсалистским относятся религии, не ограничивающиеся отдельной нацией или группой народов, но обращающиеся ко всем, вне зависимости от происхождения и социального состояния, и тем самым преследующие цель стать мировыми религиями.

К рассматриваемой группе исследователей по праву можно отнести также нидерландского теолога и религиоведа, одного из основателей современной науки о религии Шантепи де ла Соссе (1848–1920), который ставил, главным образом, методологические проблемы. Он уделял большое внимание популярным в то время подходам к рассмотрению религии, ее различным интерпретациям, собирал материал для создания универсальной классификации религий мира. Его собственные исследования относились к греческой и германской религиям. Основные религиоведческие работы Шантепи де ла Соссе – "Учебник по истории религий", "Религия тевтонов" (1902).

Чрезвычайной популярностью пользуются и в наши дни работы швейцарского историка и правоведа Иоганна Якоба Баховена (1815–1887), выдвинувшего гипотезу о существовании матриархата как специфической стадии развития человеческого общества. Многие философы, культурологи и психологи ссылались на эту концепцию. Так, американский философ Эрих Фромм (1900– 1980) в работе "Иметь или быть?" отмечал, что принцип матриархата делает центральной фигурой общества любящую мать. "Материнский принцип – это принцип безусловной любви: мать любит своих детей не за то, что они доставляют ей радость, а потому лишь, что они дети (ее собственные или другой женщины – это неважно)"[2].

В своих работах Баховен уделял большое внимание мифологии и религии, считая, что они могут послужить ключом для правильного понимания древней истории. Труды Баховена по анализу религиозного символизма имеют статус классических.

Среди историков можно назвать также английского востоковеда У. Робертсона Смита (1846–1894), российских историков Ф. И. Щербатского (1866–1942), В. В. Бартольда (1869–1930).

Специалисты по санскриту открыли схожесть между индийскими мифами, с одной стороны, и греческими, римскими и библейскими – с другой. Таким образом сложилось сравнительное религиоведение, позволяющее сравнивать различные верования.

Общепризнанна роль в становлении религиоведения как самостоятельной научной дисциплины упоминавшегося выше исследователя мифологии и сравнительной лингвистики Мюллера, которого многие исследователи считают основоположником научного религиоведения. Этот исследователь пришел к выводу, что понять религию как феномен можно только на путях сравнительного исследования. Он утверждал, что тот, кто знает одну религию, не знает ни одной... Чтобы в полной мере оценить значение той или иной религии, важно обнаружить ее древнейшую форму, сравнить с другими типами религии. Религия нуждается в беспристрастном, объективном рассмотрении, что возможно только в одном случае: если исследователь в состоянии выйти за рамки собственных верований и научных предпочтений.

Исторические исследования развивались в разных направлениях. Огромное значение имела теория эволюции Чарльза Дарвина ("Происхождение видов", 1859). Историки пришли к убеждению, что если процесс эволюции может быть рассмотрен как ряд последовательных стадий развития, то в той же мере можно выделить и фазы становления религии. И. Я. Баховен (1815–1887) высказал идею, что человечество прошло путь от промискуитета к матриархату. Это такая стадия развития, на которой родство ведется исключительно или преимущественно по материнской линии – не по линии отца, а по линии матери. На основе этого делался вывод о том, что матрилинейные народы всегда гораздо более примитивны по сравнению с патрилинейными или, иначе говоря, что матриархат представляет собой раннюю стадию развития, или эволюции.

Развитие человечества от промискуитета (промискуитет – беспорядочное половое общение) к матриархату, а от него к патриархату Баховен описал через религиозное измерение.

Можно назвать также книгу американского ученого Льюиса Моргана (1818–1881) "Древнее общество" (1877). Изучая быт американский индейцев, Морган собрал огромный фактический материал по истории первобытного общества. Ему принадлежит попытка создания периодизации истории доклассового общества. Ученый пытался также выделить несколько стадий социального развития, каждая из которых характеризовалась бы определенными социальными институтами. Нынешние туземцы, с его точки зрения, представляют нам те стадии развития, через которые много веков назад прошли цивилизованные народы. Предположение, выдвинутое Морганом, состояло в том, что культура и религия развиваются однолинейно, благодаря чему все известные нам культуры якобы можно расставить в единый ряд таким образом, что они прошли в прошлом через те стадии, которые представлены в данном ряду низшими культурами. Эта точка зрения устарела.

Эволюционный метод привел религиоведов к убеждению, что религиозная история человечества сходна с геологической. На древние пласты накладываются более поздние. Например, более углубленные исследования мессоиатамской религии и цивилизации, которые были проведены в конце XIX в., показали, что многие библейские мифы и ритуалы возникли в Древнем Вавилоне и только потом распространились в античном и Древнем Израиле.

Историки поставили также ряд других вопросов. Анализ новозаветных текстов на рубеже XIX и XX вв. поставил вопрос о том, кто создал "священные тексты": Бог или человек? Работы Д. Штрауса, Э. Ренана, А. Швейцера пробудили интерес к Христу как исторической личности, к его земной жизни.

"Особенно быстро процесс накопления теоретического и эмпирического материала происходил в последние три столетия в Европе, что было связано с философской ревизией многих традиционных взглядов, в том числе пересмотром теологической трактовки религии как божественного откровения"[3].

Итак, собранный в XVIII – первой половине XIX в. фактический материал и поставленные исследователями теоретические вопросы способствовали формированию новой отрасли гуманитарного знания, которая получила название "религиоведение" (в англоязычной литературе эта отрасль знания стала называться The Science of Religion, во франкоязычной – La Science de Religion, в немецкоязычной – Religionswissenschaft).