Религия и мистика

Мистика, мистицизм (от греч. μυστικός – закрытый, таинственный) – вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный Абсолют, первосущность мира, духи и пр.) путем, выходящим за пределы естественных человеческих способностей. Понятие "мистика" охватывает как практику, личный опыт общения индивида с тем, что он считает объектом мистического соединения, так и многообразные религиозные и философские учения, содержащие представления об этом объекте и о способах соприкосновения с ним. Мистика составляла существенную сторону творчества ряда теологов и философов.

В гносеологическом плане мистика в неадекватной форме отразила стремление человечества к обладанию абсолютной истиной. Мистик стремится обрести мгновенное знание обо всех вещах сразу, минуя многоступенчатый естественный путь познания, ощутить свою неразрывную связь с первосущностью мира или с запредельными явлениями. Он не доверяет чувству и разуму, возводя в абсолют факт ограниченности постижения мира человеком.

Истоки мистики – в религиях Древнего Востока и Древней Греции, в их тайных обрядах (мистериях), в которых участвовали немногие посвященные. Для мистика характерно стремление достичь глубоко эмоционального переживания, которое поможет соединить его с Богом или другой метафизической сущностью. Соединение мистика с вожделенным объектом предполагает как правило выход за пределы чувственного мира, отказ от чувственных ощущений (кстати, термин μυστικός связан с глаголом μύω – закрывать глаза) и умственных усилий, достижение состояния экстаза. Мистик погружается в глубины своего "Я", считая себя тем самым возвысившимся над всем чувственным и умопостигаемым. Парадоксальным образом отказ от познания вещей естественным путем воспринимается им как предпосылка наиболее совершенного и единственного способа познания тайн бытия.

Представления об общении с абсолютным объектом в мистицизме различны: опыт непосредственного общения, встречи человека с Богом, мгновенное постижение сущности вещей, растворение человеческого "Я" в бесконечном, уничтожение личности в Боге, слияние с Богом и обретение тем самым божественных свойств и т.д. При этом сугубый индивидуализм переживаний мистика не исключает его связей с окружающим миром.

Мистическая практика нередко осуществляется под контролем духовного наставника (шейха, гуру, старца, цадика и т.д.), воспринимаемого в качестве непререкаемого авторитета. Мистик может сохранять автономию в отношении таких же, как и он, но может и объединяться с подобными себе: мистики создавали свои организации (например, суфийские братства, религиозные общины средневековых еретиков мистического направления).

Мистика не является нейтральной но отношению к социальным реальностям. Мистические настроения в обществе более всего распространяются в периоды социально- политических неурядиц, кризисов, ухудшающих положение народных масс, когда возникает стремление к аскетизму, стойкому перенесению страданий, психологическому самоустранению от внешнего мира, поискам средств сближения с Божеством.

Мистику нельзя отождествлять с религией, хотя ее элементы присущи любой религии; в каждой из них она проявляется своеобразно. Мистика занимает различное место в религиях. В католицизме мистика менее выражена, чем в православии, хотя в католической философии есть направления, в которых мистика играет бо́льшую роль, чем в других (например, августинианство). В исламе наряду с основным, традиционным, не поглощенным мистицизмом, направлением, есть еще мистико-аскетическое – суфизм, восходящий к VIII в. и существующий в наши дни.

В христианстве различают мистику принимаемую и практикуемую церковью, иногда проявлявшуюся в крайних формах (например, в творчестве и поведении монахинь Терезы Авильской (1515–1582) и Екатерины Сиенской (1347–1380)), и еретическую, служившую обоснованием социальных притязаний слоев, оппозиционных господствующим порядкам. В первом случае внутреннее единение с теистическим, персонифицированным Богом сочеталось с традиционными формами религиозного поведения. Мистическая жажда соприкосновения с Богом способствовала процессу усложнения культа, внесению в него таких, например, таинств, как евхаристия. Во втором случае трактовка божественного в пантеистическом духе, предполагающая частичное или полное обесценение внешнего культа, выводила мистику в сферу свободомыслия. В этом случае мистико-пантеистические учения (например, Амальрика из Бена (ум. 1206), Орглиба Страсбургского (ум. 1212), Майстера Эккарта) становились оппозиционными по отношению к официальной церковной идеологии.

Существует также вневероисповедная мистика, представленная, например, в теософии и антропософии. Цель теософа, по мнению одного из ведущих представителей теософии Е. Блаватской (1831 – 1891), выявить в себе "ментальное тело" и достичь сверхсознания, чтобы овладеть способностью посылать свое тело в любые точки времени и пространства. Из теософии в начале XX в. выделилась антропософия – учение о человеке как носителе неких тайных духовных сил. Основатель антропософии Р. Штейнер (1861–1925) пытался соединить элементы гностицизма, неоплатонизма, немецкой средневековой мистики, Эккарта, каббалистики, идей Гёте, немецких романтиков.