Религия додинастического и раннединастического периодов

Небесная династия и Династия 0. Боги – цари древнеегипетской мифологии – образуют так называемую небесную династию царей. Кроме Гора в нее включают Гора-Скорпиона, Гора-Ра, Гора- Саха, или Сахема. Они образуют небесную династию царей. По- видимому, это связано с почитанием созвездия Скорпион. Хотя, как и другим опасным животным, скорпиону оказывали также божественные почести. Семь скорпионов должны были помогать Исиде против ее врагов. В ранние времена маленькие фигурки этих животных носили как амулеты.

В египетской мифологии персонификацией созвездия Орион был Сах. Он считался царем звезд и изображался человеком в короне Верхнего Египта. В заупокойной литературе выступает как покровитель умерших. Близок Осирису, которого часто называли Орионом, в то время как Исиду связывали с Сириусом.

Атрибутом власти бога и фараона был сехем – жезл.

Слово "сехем" служит для обозначения понятия "власть", когда речь идет о стоящих между богами и людьми сущностях вроде звезд. Сехем означает также богов. У Осириса прозвище – "Большой Сехем, который живет в финитском номе". Сехем как фетиш может стать формой проявления божественной силы; речь идет о посохе властителя, на верхней части которого нарисована пара глаз. Этот символ власти происходит из Абидоса, связан с Осирисом и становится настоящей эмблемой бога мертвых Анубиса (наряду с собакой на его штандарте).

Однако археологические находки при раскопках древнейших центров Египта обнаружили имена правителей необъединенного Египта, что не вписывалось в принятую династическую хронологию, поэтому в египтологии возник термин "Династия 0". Заканчивает период мифологической небесной династии и исторической династии 0 полулегендарный основатель царства фараонов Нармер, которого часто отождествляют с основателем 1-й династии фараонов. Период правления царей 1-й и 2-й династий образуют архаический период истории Древнего Египта, или Раннее царство.

Раннее царство

Сведения о космогонических мифах Додинастического и Раннединастического периодов восстанавливаются по содержащимся в более поздних источниках обрывочным и хаотическим фрагментам, которые сохранили следы древнейших представлений, и по иконографии богов на поздних изображениях.

Несколько разных мифов и толкований каждый по-своему рассказывают об одном, едином для всех Творце. Согласно главенствующему учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой вещи ее место, однако жрецы Мемфиса утверждали, что первым появился Птах (Земля), который и создал небо и пустил по нему солнце. Мудрецы говорили, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце (а сердце – "седалище мысли") и дал ей жизнь движением языка (своим животворящим словом).

В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области – Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). После их объединения фараоном Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась Две Земли. Эти реальные исторические события отразились и в мифологии: по логике мифологических сюжетов, Египет с самого начала мироздания делился на две части и у каждой была своя богиня-покровительница.

Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни, причем к этому пришли задолго до того, как гимны Нового царства воспели

Бога как мать и отца. Два мифа – "Камутеф" и "Глаз Ра" – свидетельствуют о месте женщины в египетском мироздании. В обоих главный бог имеет спутницу, являющуюся для него одновременно дочерью, женой и матерью, которая произвела его на свет и от него же забеременела; этот бог сам дал начало своей жизни, оплодотворив свою мать (Камутеф). Богиня-спутница стала его глазами, источником огня и света, и когда она в гневе покинула бога, тому пришлось ее умиротворять. Воплощая двойственность священных образов, женское божество могло быть и доброй Хатор, богиней чувственных наслаждений и веселья, и опасной Сехмет, львицей – вестницей беды и коброй, способной останавливать врагов и грешников. Один из самых древних богов, почитавшихся в долине Нила, – Хор (Гор): сокол, летящий сквозь мировое пространство; левый глаз Хора – Луна, правый – Солнце; очевидно, с полетом сокола связывались смены времен года и времени суток. Вместе с Хором почитался аналогичный ему бог неба и света Вер (Ур). Образ солнцеокой птицы очень сильно повлиял на мифы, религиозные представления и верования, которые складывались позже: боги с именем Хор или производными от него (Хор – сын Исиды, Хор Бехдетский, Харсомт и др.) часто изображались в виде сокола, бог Ра – в виде человека с головой сокола, во многих текстах Солнце и Луна называются глазами Ра[1].

Первоначально Гор был богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростертыми крыльями; солнце и луна считались его глазами. Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествлялся с царем. Для народа правитель был формой проявления Гора. Имя царя было написано па внутренней стороне "дворцового фасада" – в серехе, в котором восседал сокол (по имени Гор). Благодаря дуалистической картине мира у египтян Гор получил в своем брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор – как бог Нижнего Египта. С распространением культа Осириса Гор становится сыном Осириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения "Гор, сын Исиды") он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Осириса. Дальнейшая форма Гора – это Хорпократ, т.е. Горребенок с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где он как сын Ра проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца. Одновременно он – бог-царь и последний в ряду божеств, являющихся владыками в начале египетской истории, о которых в более позднее время очень подробно рассказывают царские папирусы из Турина (Туринский канон). Единство царя и бога отчетливо выразилось в египетском искусстве – голова царя опирается на крылья сокола, царь как бы мыслится единым с богом Гором.